Сизова Н. В., Михута И. Ю., Гурина И. С.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка,
Минск, Республика Беларусь
Введение. Совершенствование системы начального этапа профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) учащихся кадетских училищ определяется постоянно возрастающими требованиями к профессионально важным психофизическими качествам и всесторонней подготовленности будущих специалистов военной сферы.
Исходя из этого стратегия ведения учебного процесса в военных учебных заведениях должна быть ориентирована на сопряженное развитие у обучающихся важных психофизических качеств и двигательных умений и навыков, что позволит формировать у них определенную степень готовности и пригодности к предстоящей службе в Вооруженных Силах [1, 3].
Поэтому, одним из предлагаемых подходов к выявлению и реализации содержательно-целевых задач начального этапа ППФП является использование результатов корреляционного анализа компонентов психофизического потенциала (психомоторные способности, кондиционная и координационная подготовленность) воспитанников кадетских училищ. Кроме этого, выявление направленности корреляционной связи между конкретными компонентами психофизического потенциала – положительная или отрицательная – позволяет оценить эффективность целенаправленного воздействия на одну из сторон взаимодействующих способностей для оптимизации уровня ее контрагента.
|
|
Основная часть. Целью работы явилось выявление корреляционной модели направленности психофизического потенциала в системе ППФП учащихся кадетского училища.
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: тестирование психомоторных способностей испытуемых с помощью комплексной компьютерной психодиагностической программы «Effecton Studio 2007» [2]; для определения уровня развития кондиционной и координационной подготовленности применялись надежные и информативные тестовые задания [1]. Математическая обработка статистических параметров проводилась при помощи компьютерной программы STATISTIKA 6.0.
Организация исследования. Исследования проводились на базе Минского городского кадетского училища в период с сентября по октябрь 2011 г. В исследовании принимали участие кадеты 14–15 лет (n=38).
Результаты исследования. В ходе анализа корреляционной матрицы (рис. 1) учащихся кадетских училищ 14–15 лет было установлено, что из 488 вычисленных корреляций между 38 показателями: психической (11 показателей) и физической (10 кондиционных и 18 координационных способностей) стороны психофизической модели подготовленности было выявлено 19 достоверных связей (положительные n=15 (3,3 %) и отрицательные n=4 (0,9 %), что составляет 4,1% от всех рассмотренных связей.
|
|
Рис. 1.- Корреляционная модели психофизического потенциала кадетов 14-15 лет
Анализ корреляционных взаимосвязей между показателями психомоторного, кондиционного и координационного компонентов психофизического потенциала позволил выявить достоверные положительные связи (r = от 0,32 до 0,58) между:
· скоростной способностью и способностью к ритму (r=0,35; Р<0,05), способностью к ориентированию в пространстве с оперативным мышлением (r=0,34; Р<0,05), способностью к пространственной ориентации (r=0,47; Р<0,01).
· способность к скоростной выносливости и способностью к ритму (r=0,42; Р<0,01), способностью к приспособлению (r=0,32; Р<0,05).
· способностью к динамическим параметрам правой и левой рук и способностью к ориентированию в пространстве с оперативным мышлением (r=0,41; Р<0,05), способностью к согласованию (r=0,34; Р<0,05), способностью к пространственной ориентации (r=0,58; Р<0,01).
· способностью к ритму и способностью к устойчивости внимания при дефиците времени (r=0,34; Р<0,05).
· способность к динамическому равновесию и способностью к динамической работоспособности (r=0,33; Р<0,05).
· способностью к согласованию и способностью к динамической работоспособности (r=0,35; Р<0,05).
· способностью к пространственной ориентации и способностью к сложной зрительно-моторной реакции (r=0,35; Р<0,05).
Отрицательно достоверные связи (r = от -0,34 до -0,50) нами были выявлены между:
· способностью к динамической силе и способностью к приспособлению и перестроению (r=-0,34; Р<0,05).
· способностью к динамическим параметрам правой и левой рук и способностью к точности восприятия времени (r=-0,50; Р<0,01).
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что большинство корреляционных взаимосвязей наблюдалась между кондиционным и координационным компонентами, а также были выявлены достоверные связи между координационным и психомоторным компонентами. Данный факт подтверждает, что в структуре психофизического потенциала тестируемых весьма надежной связью между психическим и физическим компонентами являются координационные способности.
Выявленные результаты проведенного корреляционного анализа свидетельствуют, что психомоторные, кондиционные и координационные компоненты модели психофизического потенциала рассматриваемого контингента, как правило, взаимосвязан на высоком, среднем либо низком уровне значимости, но при этом уже в достаточной степени стабилизируются, что дает основания ориентироваться на рассматриваемые показатели при оценке перспективности конкретного индивида к способности реализовать свои резервные возможности при выполнении служебно-боевых задач, применительно к специфике экстремального вида воинской деятельности. Кроме этого, наличие сильных связей предполагает использование упражнений интегрированного воздействия и наоборот их отсутствие предполагает поиск средств направленного (адресного) воздействия.
На основе полученных данных, возможно, разрабатывать методические рекомендации и программы построения начального этапа ППФП в разделах по совершенствованию двигательно-координационных способностей учащихся кадетских училищ в зависимости от выбираемого профиля будущей военно-профессиональной деятельности.
Резюме: результаты корреляционного анализа, позволили выявить направленность содержания начального этапа профессионально прикладной физической подготовки учащихся кадетских училищ
ЛИТЕРАТУРА
1. Михута, И. Ю. Метрологическое обоснование тестовых заданий по оценки психофизической готовности и пригодности к профессиональной деятельности / И. Ю. Михута // Вести БрГУ им. А.С. Пушкина – 2012. – № 1. – С. 153–165.
2. Тугой, И. А. Психологическая служба в образовании с Effecton Studio / И. А. Тугой. – Липецк: ЛЭГИ, 2006. – 298 с.
3. Туревский, И. М. Структура психофизической подготовленности человека: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.04 / И. М. Туревский. – М.: ТГПУ, 1998. – 353 с.