Государственный бюджет строится по балансовому методу, а это означает, что его расходы должны быть равны доходам. Превышение доходов над расходами образует излишек, который обычно идет на покрытие государственного долга или другие нужды. В конце XIX – начале XX вв. государственный бюджет в большинстве случаев сводился с излишком (или профицитом). Это создавало определенную устойчивость государственных финансов и денежного обращения, возможность сравнительно постепенно увеличивать налогообложение.
В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами.
В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы (например, базовый уровень безработицы в США в настоящее время составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом называется циклическим бюджетным дефицитом.
|
|
В западной экономической литературе существует несколько точек зрения по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что растущий дефицит бюджета вытесняет частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.
Другие придерживаются противоположных взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. существовала и третья точка зрения: ряд экономистов утверждал, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции. В США, например, в начале 80-х гг. он поднялся до ростовщического уровня – 20%; в конце этого десятилетия составлял 11%, в Великобритании – 13%. Высокий ссудный процент в свою очередь искусственно завышает обменный курс национальной валюты на внешних валютных рынках.
Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.
|
|
1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
2. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.
3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Таким образом, бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т. е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым бременем на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2 – 3%.
Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой – способствовали сокращению государственных расходов, а именно:
- изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;
- более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;
- резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;
- снижение военных расходов;
- сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
- запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
Помимо этого, в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.
|
|
Вопросы по теме для самоконтроля:
1. Какую роль играет государственный бюджет в деятельности государства и каковы основные этапы развития категории «бюджет»?
2. Каково содержание государственного бюджета по материальному содержанию?
3. Какие функции выполняет государственный бюджет в ведущих зарубежных странах?
4. В чем заключается сущность и содержание доходов государственного бюджета?
5. Какие существуют классификации государственных доходов и расходов?
Практические занятия (семинары)
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудо-емкость (час.) |
1. | Раздел 1. Теоретические основы региональной туристики | ||
2. | Тема 1. | Регион как туристская дестинация | |
3. | Тема 2. | Социально-культурные последствия для туристской дестинации | |
4. | Тема 3. | Жизненный цикл дестинации (ЖЦД) | |
5. | Тема 4. | Интегрированный менеджмент качества и управление дестинацией | |
6. | Тема 5. | Региональное развитие туризма. Методология определения территории региона как потенциальной дестинации | |
7. | Тема 6. | Структура и роль организаций по маркетингу дестинации (DMO) | |
8. | Раздел 2. Проблемы и перспективы развития регионального туризма | ||
9. | Тема 7. | Туризм Южного Урала как объект научных исследований. | |
10. | Тема 8. | Особенности регионального туризма | |
11. | Тема 9. | Научный и культурный туризм в регионе | |
12. | Тема 10. | Спортивно-оздоровительный и экологический туризм региона | |
13. | Тема 11. | Основные подходы к развитию социального туризма в регионе | |
14. | Тема 12. | Туризм как сфера профессиональной деятельности на Южном Урале. | |
15. | Тема 13. | Мотивация туризма и путешествий. | |
16. | Тема 14. | Современные проблемы качества и стандартизации туристских услуг региона | |
17. | Раздел 3. Развитие инфраструктуры регионального туризма | ||
18. | Тема 15. | Состояние и перспективы деятельности туристских организаций региона | |
19. | Тема 16. | Состояние и перспективы деятельности предприятий гостеприимства региона | |
20. | Тема 17. | Состояние и перспективы деятельности транспортных предприятий региона | |
21. | Тема 18. | Проблемы и перспективы туристской деятельности в условиях ООПТ | |
22. | Тема 19. | Проблемы и перспективы выставочно-экскурсионной деятельности | |
23. | Тема 20. | Проблемы и перспективы развития активных видов туризма | |
24. | Тема 21. | Проблемы и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в регионе | |
25. | Тема 22. | Проблемы и перспективы развития горнолыжного туризма в регионе | |
26. | Тема 23. | Проблемы и перспективы развития предприятий питания в регионе | |
27. | Тема 24. | Проблемы и перспективы развития индустрии отдыха и развлечений в регионе | |
ИТОГО |
а) основная литература
|
|
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. для вузов по специальности «География»/ А.Ю. Александрова. – М.: КноРус, 2010. – 459 с.
2. Боголюбов В.С. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма / В.С. Боголюбов, Быстров С.А., Боголюбова С.А. – М.: Академия, 2009.–272 с.
3. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст]: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Менеджмент туризма» и др./ М.А. Жукова. – М.: КноРус, 2010. – 191 с.
4. Малахова Н.Н. Инновации в туризме и сервисе / Н.Н. Малахова, Д.С. Ушаков. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2008.–224 с
5. Овчаров, А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы [Текст]: монография/ А.О. Овчаров. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 279 с.
6. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие / С.А.Севастьянова. М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.
7. Третьякова Т.Н. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме (гриф МОиН РФ). – Челябинск: УралГУФК, 2009.– 272 с.
8. Третьякова Т.Н. Инновации в туризме (гриф УМО). – Челябинск: УралГУФК, 2010.– 272 с.
9. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях [Текст]: учеб. пособие для вузов/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: КноРус, 2007. – 415 с
б) дополнительная литература
1. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы: Монография / А.О. Овчаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. 280с.
2. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография /Игорь Владимирович Зорин. – М.: Советский спорт, 2001. – 264 с.
3. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Менеджмент орг.»/ А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. – М.: КноРус, 2008. – 198 с.
4. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Л.П. Шматько, Л.В. Жолобова, Г.И. Ляшко и др.; под ред. Л.П. Шматько. – М.; Ростов н/Д: Март, 2007. – 346 c.
5. Федеральные округа России. Региональная экономика: Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия / Кол. авт.; Под ред.: Глушковой В.Г., Симагина Ю.А. - М.: КНОРУС, 2009. - 352 с.
6. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007; 2008. - 416 с.
7. Региональная экономика: Учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров и др. - М.: КНОРУС, 2006. - 232 с.