Взгляд на личность человека претерпел существенные изменения по мере развития и формирования человеческой культуры. В связи с этим выделяют несколько подходов (периодов), отличающихся концепция ми личности (табл. 20.3).
Таблица 20.3. Основные исторические периоды изучения личности
Период изучения личности | Время | Представители | Особенности |
Философско-литературный | От античности до XVIII иска | Философы, писатели (Аристотель, Платон, Жан Жак Руссо) | В центре.исследования личности стоят вопросы нравственной и социальной природы человека. Определения личности - очень широкие, а отдельные теории плохо согласуются друг с другом |
Клинический период | С начала XIX века по начало XX иска | Психиатры (3. Фрейд) | Представление о личности было сужено по сравнению с предыдущим периодом, а акцепт делался па патологические или акцентуированные черты личности |
Экспериментальный | С XX века | Психологи (А. Адлер, Р. Б. Кеттел, А. Маслоу) | Гипотезы стали подкрепляться экспериментальными исследованиями с применением тестов, количественно измеряющих отдельные черты личности |
Так как теорий (а если точнее, то гипотез) личности очень много, то встает вопрос об их классификации. Для разделения их на отдельные группы можно использовать различные подходы (табл. 20.4).
|
|
Таблица 20.4. Классификация теорий личности
Главная особенность подхода | Типы теории личности | ||
Основная движущая причина поведения | Психодинамическис | Социодинамические | Интеракционистические |
Таблица 20.4 (продолжение)
Главная особенность подхода | типы теории личности | |
Способ получения данных о личности | Экспериментальные | Априорные |
Угол зрения на личность (форма или развитие) | Структурные | Динамические |
Возрастной диапазон | Детский период развития | |
Понятия, в которых описывается личность | Черты, качества и свойства личности | Типы личности и формы поведения |
С точки зрения главной движущей причины поведения теории личности делят на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.
Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его внутренних характеристик.
Социодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из внешних, социальных, обстоятельств его жизни.
Интеракционистические теории основаны на взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Исходя из способа получения данных о личности, теории делятся на экспериментальные и априорные.
Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.
|
|
Априорные теории опираются па жизненные впечатления авторов, наблюдения и их размышления.
Теории личности можно также разделять исходя из того, что является основным предметом исследования: структурные особенности личности или особенности ее развития. Исходя из этого различают структурные теории, изучающие, главным образом, структуру личности, и динамические теории, в которых основное внимания уделяется развитию личности.
Классификацию теорий можно строить из того, через какие понятия описывается личность: через черты, качества и свойства личности или же через типы личности и формы поведения. В первом случае мы будем иметь дело с теориями черт (которые делают акцент на отдельные внутренние свойства и черты личности), а во втором — с теориями типов, которые построены на объединении людей в личностные типы с характерным для них поведением. Исходя из этой классификации, например, теория личности Кеттела относится к психодинамическим, экспериментальным, структурным теориям личностных черт, а теория Фрейда относится к психодинамическим, априорным, динамическим теориям типов (табл. 20.5).
Таблица 20.5. Основные теории личности и их особенности
Теория личности | Теория черт Оллпорт, Кеттел | Психо аналити ческие теории | Бихевио ризм (Торндайк, Скиннср) | Гумани стическая теория А. Маслоу | Э. Эриксон -(теория жизненного цикла) | |
Движущая причина поведения | Психодинамические | * | * | |||
Социодинамические | * | |||||
Интеракционистические | * | * | ||||
Способ получения данных | Эксперимен тальные | * | * | * | ||
Априорные | * | * | ||||
Форма/ Развитие | Структур ные | * | * | |||
Динамиче ские | * | * | * | |||
Возрастной диапазон | Детский | * | ||||
Вся жизнь | * | * | * | * | ||
Понятия | Черты | * | * | |||
Типы и поведение | * | * | * |
К наиболее известным сегодня относят теории личности следующих ученых.
□ Эрик Эрнксон — теория жизненного цикла.
□ Вильгельм Райх — телесно-ориентированная теория психосоматических связей.
□ Уильям Джеймс — теория психологии сознания.
□ Беррес Фредерик Скиннер - бихевиоризм.
□ Джордж Келли — теория личностных конструктов.
□ Карл Роджерс — гуманистическая теория личности.
□ Абрахам Маслоу — трансперсональная психология.
□ Эрих Фромм — гуманистический психоанализ.
□ Рэймонд Бернард Кеттел - теория черт личности.
□ Курт Левин — жизненное пространство.
□ Карл Юнг — теория жизненных типов и коллективного бессозна тельного.
В качестве примера приведем основные положения теории К. Г. Юнга (рис. 20.5).
Рис. 20.5. Схематическое изображение основных положений представлений К. Юнга о структуре личности человека: К1-КЗ — комплексы