Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей:
□ вычислительные способности; Q логические способности;
□ способность к обобщению математического материала;
□ гибкость мыслительных процессов при решении математических задач;
□ изобретательность;
□ пространственное мышление и др.
Структура литературных способностей предполагает:
□ богатую фантазию;
□ наличие ярких наглядных образов памяти;
□ чувство языка;
□ глубокий интерес к психологии людей;
□ потребность в самовыражении;
□ высокий уровень развития эстетических чувств и др.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. С учетом этих особенностей структура педагогических способностей может выглядеть так (рис. 27.6).