Науковедение и его развитие

Все более возрастающие расходы на научные исследования, преобразование науки в непосредственную производственную силу вызвали повышенный интерес к изучению теории науки, истории, социологии, экономики науки и других ее аспектов. Совокупность знаний о науке обусловила формирование новой науки — науковедения, науки о науке.

Науковедение — это учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний. Науковедение в логическом, социологическом, политическом, экономическом, психологическом и других аспектах отображает то общее и существенное, что характерно для разных наук, их взаимосвязь, а также отношения между теорией науки, с одной стороны, техникой, производством и обществом — с другой.

Понятие теории — логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающих объективные закономерности развития природы и общества, то есть система обобщающих в той или иной области знаний.

Теоретические знания основываются на научных теориях — законах научных теорий и следствиях из них, включают как процессы создания теорий (выдвижения гипотезы), так и выведение следствий. Поскольку следствия могут быть и эмпирическими, то теоретическое знание включает в себя также и эмпирические знания, а следовательно, существенным образом влияет на процесс наблюдения и обобщения изменений в природе и обществе. Без теории ученый не может составить методику исследования, поскольку теория включает в себя содержание метода. Одновременно теория может выступать как функция метода при создании новой теории этой или другой науки.

Каждая теория заменяет в дальнейшем более глубокой теорией. Однако, если теория прошла надежную экспериментальную проверку, то она никогда не отбрасывается полностью, а сохраняет свое значение в этой науке.

Научная теория имеет очерченные для нее границы применения, за пределами которых она имеет ограниченное действие или полностью становится непригодной.

Границу применения теории в той или иной науке определяет более общая теория.

Подобно гипотезе, научная теория проверяется с помощью системы доказательств (практикой хозяйствования и др.).

Итак, теория науки — это система обобщенного знания, объяснение разносторонности событий, ситуаций, происходящих в природе или обществе. Понятие "теория" имеет разные значения: для противопоставления практике или гипотезе как непроверенному знанию в форме предположения; обобщение передовой практики отражением ее в мышлении и воспроизведением реальной действительности. Теория неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием задачи и требует их решения. Поэтому практика является органическим элементом теории. Каждая теория имеет сложную структуру.

Научная теория как форма организации знаний обеспечивает расширение сферы знания за пределами непосредственного наблюдения, поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием таких элементов:

− общих законов и сферы их применения, где она объясняет происходящие явления;

− сферы предвидения неизвестных явлений;

− логико-математического аппарата вывода следствия из законов;

− определение концептуальной схемы, без которой невозможно познание объектов этой теории.

Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, она содействует преобразованию природы и общественной жизни.

Критерием истинности теории является практика хозяйственной деятельности людей, изменения в природе, обществе. Избежать ошибочных течений в науке помогает также изучение истории развития науки как эволюционным, так и революционным путем.

Революция в науке — это перерыв постепенности, разрыв формально-логической последовательности развития, прыжок в историческом движении знаний. Научная революция ломает существующие научные представления, осуществляет пересмотр фундаментальных понятий и приводит к рождению новых открытий новой системы знаний, что является движущей силой в развитии техники.

Первая научно-техническая революция (XV-XVII вв.) отвергла систему Аристотеля и геоцентрическое учение Птолемея, преодолела средневековую схоластику и усилиями Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Ньютона и других ученых создала научные основы математики, астрономии, механики, медицины, то есть само природоведение. Этот период характеризуется масштабным развитием промышленного производства. На смену феодальной общественно-экономической формации пришлая капиталистическая, что характеризуется развитием производительных сил и осложнением производственных отношений.

Вторая научно-техническая революция (XIX в.) разрушила метафизические идеи неизменности природы и утвердила диалектические идеи общего развития и связи в природе на основе атомистической теории и периодического закона в химии, учения о сохранении и преобразовании энергии в физике, а также клеточной и эволюционной теории в биологии. Влияние науки еще больше проявляется в развитии производительных сил, появляются новые отрасли производства, обостряются разногласия с производственными отношениями в обществе.

Третья научно-техническая революция (с конца XIX в.) началась с разрушения концепции неделимого атома и создания квантово-механической системы мировосприятия, которая характеризуется количественными физическими свойствами микросистем. В ходе этой революции наука проявляет революцинизирующее влияние на развитие производства и производственных отношений.

В современных условиях масштабные научные исследования производятся большими коллективами, а ученый является их активным участником. Таким образом, научно-техническая революция обусловила индустриализацию науки.

В современном науковедении сформировались определенные разделы науки, в частности, такие как общая теория, история и социология науки, экономика, политика, теория научного прогнозирования, планирование и управление научными исследованиями, моделирование, научная организация труда, право, язык и классификация науки.

История науки — накопление научных знаний, характеризующих развитие в историческом аспекте как отдельных наук, так и науковедения в целом.

Социология науки изучает, каким образом влияют материально-производственная деятельность, социально-экономический порядок и идеология на функции науки в обществе.

Экономика науки исследует взаимодействие науки и производства, создает предпосылки для обобщения практического опыта, его теоретического осмысления и влияния на производство.

В отличие от других разделов науковедения, которые прежде всего решают задачи познавательного характера, политика и наука занимаются, как правило, проблемами нормативного характера. При этом анализируются основные тенденции развития науки, исследуются конкретные ситуации, сложившиеся в отдельных звеньях и в целом на каждом этапе, изучаются характер взаимодействия между отдельными науками и их связь с техникой и обществом при использовании результатов всего науковедения.

Итак, науковедение, обобщая мировой опыт развития науки, активно влияет на интеграцию отечественной науки с научными системами других высокоразвитых стран, содействует ее усовершенствованию, удовлетворению жизненных нужд людей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является главной функцией науки?

2. В чем суть исследовательских и прикладных наук?

3. Назовите первую из известных научных печатных работ по учету.

4. Дайте определение понятия наука.

5. что такое теория науки?

6. Какие разделы науки выделены в современном науковедении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: