Все более возрастающие расходы на научные исследования, преобразование науки в непосредственную производственную силу вызвали повышенный интерес к изучению теории науки, истории, социологии, экономики науки и других ее аспектов. Совокупность знаний о науке обусловила формирование новой науки — науковедения, науки о науке.
Науковедение — это учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний. Науковедение в логическом, социологическом, политическом, экономическом, психологическом и других аспектах отображает то общее и существенное, что характерно для разных наук, их взаимосвязь, а также отношения между теорией науки, с одной стороны, техникой, производством и обществом — с другой.
Понятие теории — логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающих объективные закономерности развития природы и общества, то есть система обобщающих в той или иной области знаний.
Теоретические знания основываются на научных теориях — законах научных теорий и следствиях из них, включают как процессы создания теорий (выдвижения гипотезы), так и выведение следствий. Поскольку следствия могут быть и эмпирическими, то теоретическое знание включает в себя также и эмпирические знания, а следовательно, существенным образом влияет на процесс наблюдения и обобщения изменений в природе и обществе. Без теории ученый не может составить методику исследования, поскольку теория включает в себя содержание метода. Одновременно теория может выступать как функция метода при создании новой теории этой или другой науки.
|
|
Каждая теория заменяет в дальнейшем более глубокой теорией. Однако, если теория прошла надежную экспериментальную проверку, то она никогда не отбрасывается полностью, а сохраняет свое значение в этой науке.
Научная теория имеет очерченные для нее границы применения, за пределами которых она имеет ограниченное действие или полностью становится непригодной.
Границу применения теории в той или иной науке определяет более общая теория.
Подобно гипотезе, научная теория проверяется с помощью системы доказательств (практикой хозяйствования и др.).
Итак, теория науки — это система обобщенного знания, объяснение разносторонности событий, ситуаций, происходящих в природе или обществе. Понятие "теория" имеет разные значения: для противопоставления практике или гипотезе как непроверенному знанию в форме предположения; обобщение передовой практики отражением ее в мышлении и воспроизведением реальной действительности. Теория неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием задачи и требует их решения. Поэтому практика является органическим элементом теории. Каждая теория имеет сложную структуру.
|
|
Научная теория как форма организации знаний обеспечивает расширение сферы знания за пределами непосредственного наблюдения, поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием таких элементов:
− общих законов и сферы их применения, где она объясняет происходящие явления;
− сферы предвидения неизвестных явлений;
− логико-математического аппарата вывода следствия из законов;
− определение концептуальной схемы, без которой невозможно познание объектов этой теории.
Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, она содействует преобразованию природы и общественной жизни.
Критерием истинности теории является практика хозяйственной деятельности людей, изменения в природе, обществе. Избежать ошибочных течений в науке помогает также изучение истории развития науки как эволюционным, так и революционным путем.
Революция в науке — это перерыв постепенности, разрыв формально-логической последовательности развития, прыжок в историческом движении знаний. Научная революция ломает существующие научные представления, осуществляет пересмотр фундаментальных понятий и приводит к рождению новых открытий новой системы знаний, что является движущей силой в развитии техники.
Первая научно-техническая революция (XV-XVII вв.) отвергла систему Аристотеля и геоцентрическое учение Птолемея, преодолела средневековую схоластику и усилиями Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Ньютона и других ученых создала научные основы математики, астрономии, механики, медицины, то есть само природоведение. Этот период характеризуется масштабным развитием промышленного производства. На смену феодальной общественно-экономической формации пришлая капиталистическая, что характеризуется развитием производительных сил и осложнением производственных отношений.
Вторая научно-техническая революция (XIX в.) разрушила метафизические идеи неизменности природы и утвердила диалектические идеи общего развития и связи в природе на основе атомистической теории и периодического закона в химии, учения о сохранении и преобразовании энергии в физике, а также клеточной и эволюционной теории в биологии. Влияние науки еще больше проявляется в развитии производительных сил, появляются новые отрасли производства, обостряются разногласия с производственными отношениями в обществе.
Третья научно-техническая революция (с конца XIX в.) началась с разрушения концепции неделимого атома и создания квантово-механической системы мировосприятия, которая характеризуется количественными физическими свойствами микросистем. В ходе этой революции наука проявляет революцинизирующее влияние на развитие производства и производственных отношений.
В современных условиях масштабные научные исследования производятся большими коллективами, а ученый является их активным участником. Таким образом, научно-техническая революция обусловила индустриализацию науки.
В современном науковедении сформировались определенные разделы науки, в частности, такие как общая теория, история и социология науки, экономика, политика, теория научного прогнозирования, планирование и управление научными исследованиями, моделирование, научная организация труда, право, язык и классификация науки.
История науки — накопление научных знаний, характеризующих развитие в историческом аспекте как отдельных наук, так и науковедения в целом.
Социология науки изучает, каким образом влияют материально-производственная деятельность, социально-экономический порядок и идеология на функции науки в обществе.
|
|
Экономика науки исследует взаимодействие науки и производства, создает предпосылки для обобщения практического опыта, его теоретического осмысления и влияния на производство.
В отличие от других разделов науковедения, которые прежде всего решают задачи познавательного характера, политика и наука занимаются, как правило, проблемами нормативного характера. При этом анализируются основные тенденции развития науки, исследуются конкретные ситуации, сложившиеся в отдельных звеньях и в целом на каждом этапе, изучаются характер взаимодействия между отдельными науками и их связь с техникой и обществом при использовании результатов всего науковедения.
Итак, науковедение, обобщая мировой опыт развития науки, активно влияет на интеграцию отечественной науки с научными системами других высокоразвитых стран, содействует ее усовершенствованию, удовлетворению жизненных нужд людей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что является главной функцией науки?
2. В чем суть исследовательских и прикладных наук?
3. Назовите первую из известных научных печатных работ по учету.
4. Дайте определение понятия наука.
5. что такое теория науки?
6. Какие разделы науки выделены в современном науковедении?