Критерии научного знания

Первым из них является системность знания.

Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Но одного принципа системности мало для того, чтобы назвать какие-то знания наукой. Ведь и вне науки есть систематизированные знания, например религиозные, которые тоже внешне выглядят стройными, логически обоснованными системами.

Поэтому вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации.

Это означает, что наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия в обществе:

- более или менее четкий социальный запрос на объективные знания (это позволяет сформировать группу людей, профессионально занимающихся научной деятельностью);

- социальная возможность выделения такой группы людей, что связано с достаточно высоким уровнем развития общества, имеющего возможность направить часть средств на деятельность, не связанную с достижением реальной практической пользы;

- предварительное накопление знаний, навыков, познавательных приемов, служащих базой, на которой формируется наука;

- появление средств фиксации информации, без чего невозможна передача накопленных знаний следующим поколениям, а также их оперативное изменение.

Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам (только так рождаются революционные научные идеи и открытия), а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники.

Так, существовавшие на Востоке научные знания использовались либо в качестве вспомогательных в религиозных ритуалах и церемониях, либо в непосредственной практической деятельности. Например, компас был создан китайцами еще в VI веке, но лишь попав в Европу, он дал толчок развитию новых разделов физики. Китайцы же пользовались компасом для гаданий и путешествий, не задумываясь о причинах магнетизма. Поэтому в данном случае мы не можем говорить о науке как самостоятельной сфере культуры.

Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого специфически европейского пути, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.

Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.

Отделив научное знание от ненаучного, можно выявить характерные черты науки. Среди них важнейшими являются универсальность, общезначимость, интерсубъективность данных науки. Если получен какой-то результат, любой ученый, воспроизведя соответствующие условия, должен получить тот же самый результат, на который не будет влиять ни национальность ученого, ни его индивидуальные особенности. Именно поэтому многие считают, что при контакте с внеземными цивилизациями (если такие произойдут) именно общезначимые выводы науки должны стать той точкой отсчета, которая поможет найти общий язык даже непохожим друг на друга существам. Ведь дважды два будет равняться четырем не только на Земле, а таблица Менделеева будет верна в любом уголке нашей Метагалактики.

Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся.

Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения.

Пользуясь введенными нами критериями, мы получаем возможность отделить науку от не-науки. Это особенно важно в наши дни, так как всегда существовавшая рядом с наукой псевдонаука (лженаука, квазинаука) в последнее время пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: