Банк выдал предприятию две ссуды: первая ссуда – 500 тыс. руб. на 2 месяца, вторая ссуда – 300 тыс. руб. на 6 месяцев.
Определить:
1) средний размер ссуды;
2) средний срок ссуды;
3) число оборотов каждой ссуды за год;
4) среднее число оборотов ссуд за год.
Решение.
1). средний размер ссуд: = 350 тыс. руб..
2). средний срок ссуды: 3,5 мес..
3). число оборотов каждой ссуды за год: :
1-я ссуда – = 6; 2-я ссуда – = 2.
4). среднее число оборотов ссуд за год:
4,5.
Вывод.
Произведенные расчеты позволяют усреднить данные о краткосрочном кредитовании предприятия банком: так, в отчетном году банк предоставлял предприятию ссуды средним размером 350 тыс. руб., на срок 3,5 месяца в среднем. При этом заемные средства за год совершили в среднем 4,5 оборота.
Задача 3. Имеются следующие данные по предприятию, млн. руб.:
Вид продукции | Затраты на производство и реализацию продукции | Прибыль от реализации продукции | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
А | ||||
Б |
Определите:
|
|
1) рентабельность по каждому виду и в целом по двум видам продукции за каждый период;
2) сводные индексы рентабельности (переменного, постоянного состава и структурных сдвигов);
3) абсолютное изменение средней рентабельности, общее и за счет влияния следующих факторов:
а) рентабельности каждого вида продукции,
б) структурных сдвигов.
Решение.
1). Рентабельность продукции (уровень рентабельности): :
Изделие А – = 0,667 или 66,7 %; = 0,714 или 71,4 %;
Изделие Б – = 0,400 или 40,0 %, = 0,500 или 50,0 %;
Средняя рентабельность:
базисная – = 0,571 или 57,1 %;
отчетная – = 0,655 или 65,5 %;
условная (базисная по отчетной структуре затрат) –
= 0,593 или 59,3 %
2). Сводные индексы рентабельности:
переменного состава:
= 1,147 или 114,7 %;
постоянного состава:
= 1,105 или 110,5 %;
структурных сдвигов:
= 1,038 или 103,8%.
3)Абсолютное изменение средней рентабельности:
общее: 0,655 – 0,571 = 0,084 руб./руб.
за счет влияния изменения:
а) рентабельности каждого вида продукции
= 0,655 – 0,593 = 0,062 руб./руб.
б) структурных сдвигов
= 0,593 – 0,571 = 0,022 руб./руб.
Вывод.
В отчетном периоде по сравнению с базисным средняя рентабельность произведенной продукции выросла на 0,084 руб./руб. или 14,7 %. На этот рост повлияли два фактора: во-первых, выросли уровни рентабельности отдельных видов продукции на 10,5 % в среднем, что привело к росту средней рентабельности на 0,062 руб./руб.; во-вторых, улучшилась структура затрат на производство продукции, то есть увеличилась в общих затратах на производство доля затрат на производство более рентабельной продукции А, что вызвало рост средней рентабельности на 0,022 руб./руб. или на 3,8 %.
|
|
Задача 4. Имеются следующие данные о продажах товара А на различных субрынках города за базисный и отчетный периоды:
Субрынки | Базисный период | Отчетный период | ||
Товарооборот, тыс. руб. | Средняя цена, руб. | Товарооборот, тыс. руб. | Средняя цена, руб. | |
Рынок мелкооптовой торговли | ||||
Центральная часть города | ||||
«Спальные районы» |
Определите:
1) среднюю цену товара за каждый период;
2) индекс средней цены товара А.
Решение.
Средняя цена единиы товара А за каждый период:
базисный = 17,6 руб.;
отчетный = 23,3 руб.
Индекс средней цены товара:
= 23,3: 17,6 = 1,326 или 132,6 %
Вывод.
В отчетном периоде наблюдается рост цен на товар А по всем субрынкам в сравнении с базисным периодом. Для того, чтобы дать общую характеристику их роста, необходимо определить среднюю цену товара А в каждом периоде. Для этой цели исчисляется объем продаж товара А на каждом субрынке, а затем общий объем товарооборота сопоставляется с общим объемом продаж. Соотношение средних цен товара А в отчетном и базисном периодах позволяет установить, что цены на товар А выросли в городе на 5,7 руб. за единицу товара А или на 32,6 %.