Условия приемлемости принятия решения

А. Показатель допустимого риска Вд не должен превышать предельного значения Кд (Вд < Кд);

Б. Показатель критического риска Вкр должен быть меньше предельной величины Кр (Вкр < Ккр);

В. Показатель катастрофического риска Вкт не должен быть выше предельного уровня (Вкт < Ккт).

Способы построения кривых риска основываются на трех методах.

1. Статистический способ – изучается статистика потерь деятельности предприятия, устанавливается частота появления определенного уровня потерь. Если статистический массив представлен, то частоту возникновения данного уровня потерь приравнивают к вероятности их возникновения и на их основе строится кривая распределения риска: определяя частоту возникновения некоторого уровня потерь путем деления числа соответствующих случаев на их общее число, следует включать в общее число случаев и те сделки, которые принесли прибыль.

2. Экспертный способ (метод экспертных оценок) – может быть реализован путём обработки мнений опытных специалистов.

3. Расчетно-аналитический способ – базируется на теоретических представлениях с использованием математических зависимостей. Однако прикладные математические модели оценочных расчетов производственного, коммерческого, финансового риска пока еще не созданы.

Таким образом, предприниматель может обоснованно принять решение о проведении того или иного бизнеса, опираясь на маркетинговую теорию предотвращения (или сведения до минимума) риска. В этом ему поможет и изучение факторов, порождающих риск, и построение кривых распределения риска, и учет типичных рисков и способов уменьшения отрицательных последствий, которые представлены в таблице 6.1.

Таблица 6.1 –Типичные риски и способы уменьшения отрицательных последствий

Виды риска Способы уменьшения отрицательных последствий
1. Коммерческие риски
1.1 Низкие объёмы реализации товаров Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей.
1.2 Неэффективная работа сбытовой сети Тщательный подбор коммерческих посредников. Использование франчайзинга для повышения эффективности работы оптовых и розничных посредников.
1.3 Неудачный вывод нового товара Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар изменений, улучшающих его потребительские свойства и качество.
1.4 Неудовлетворительное исполнение контрагентом договора Более тщательный выбор партнеров путём их глубокого изучения, получения банковских и аудиторских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты.
1.5 Противодействия конкурентов Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность предприятия. Планирование контрмер в программе маркетинга предприятия.
1.6 Циклические изменения в экономике, падение спроса на товары Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных мер на уровне предприятия: повышение уровня ликвидности за счет ускоренной реализации продукции, сокращения товарных запасов, закупок сырья, материалов, комплектующих; инвестирование в НИОКР и т.п.
1.7 Изменение биржевых котировок и цен на сырьевые товары Тщательное прогнозирование цен в кратко- и среднесрочном плане. Использование фьючерсных сделок и снижение степени риска путём хеджирования, т.е. одновременной покупки и продажи обязательств по фьючерсным контрактам. Заключение долгосрочных контрактов «с условным требованием».
Продолжение таблицы 6.1
2. Финансовые риски
2.1 Риск неплатежа за поставленный товар Включение 100 % авансового платежа в условия договора. Применение аккредитивной формы расчетов (документарный, подтвержденный, безотказный, делимый аккредитив). Возмездная передача права требований платежей по договору факторинговой фирме.
2.2 Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов Тщательная аналитическая работа при определении приоритетных направлений деятельности предприятия. Более глубокая предварительная оценка рентабельности реализации произведенных товаров. Внесение необходимых изменений в планы производства и инвестиций.
2.3 Риск больших инвестиций в крупномасштабный проект Глубокая аналитическая работа в предконтрактный период. Распределение риска за счет привлечения к осуществлению проекта других фирм через консорциальное соглашение. Привлечение для осуществления проекта средств венчурных (рисковых) фондов.
3. Внутрифирменные риски
3.1 Недовольство работников предприятия и риск забастовки: проработка с профактивом условий кол. договора; социально-экономические программы.
3.2 Риск утечки коммерческой и научно-технической информации: подбор кадров; содержание в товарах «ноу-хау»; ограничение допуска к документам.
3.3 Ошибки управляющих: тщательная подготовка проектов; дублирование управления ответственных направлений; организация контроля.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: