Основная задача художественного конструирования -формообразование изделий (машин), так как в процессе зрительного восприятия вначале воспринимается форма, затем цвет и далее - элементы формы, детали, особенности окраски.
Факторы, влияющие на форму машины: назначение, особенности эксплуатации, ремонта, транспортировки, удобство обслуживания, степень использования стандартных и унифицированных сборочных единиц и деталей, экономические факторы, технология изготовления машины (технологичность), социально-экономические условия в обществе, уровень развития техники, общественные вкусы.
Красота машины определяется целесообразностью машины, рациональностью ее форм, соответствием формы функциональному назначению и эстетическим требованиям.
Целесообразность машины – это ее полезность и необходимость на современном уровне развития общества.
Рациональность формы машины — это логичность конструкции, удачные конструктивные решения, прогрессивность технологии изготовления и сборки деталей и узлов машины.
|
|
Соответствие формы функциональным и эстетическим требованиям -это максимальные удобства, безопасность и положительные эмоциональные воздействия на человека в процессе эксплуатации машины.
Таким образом, машина считается подлинно красивой, если ее содержание и форма выступают в органическом единении. Например, красота аэродинамических форм самолетов, электровозов, автомобилей основана на строгом инженерном расчете сопротивлений движению тела в среде.
Для различных промышленных изделий и, в частности машин возможны разнообразные сочетания функциональных, технических и эстетических требований, в связи с чем решение о форме изделия должно быть особым (без универсализации); но всегда в центре внимания при формообразовании должны быть удобство, техническое совершенство и красота.
Различают две группы изделий по связи формы с их конструкцией:
1) изделия с почти или полностью скрытой конструкцией, внешние формы которых представляют поверхности кожухов, корпусов (например, барабанная мельница, грохот для сортировки, роторный бетоносмеситель и др.);
2) изделия с открытой конструкцией, когда четко просматриваются
рабочие органы машины, имеющие специфическую форму (например, стрела автокрана, ковшовое колесо роторного экскаватора и др.)
В связи с этим при разработке конструкций машин у художников-конструкторов возникают различные задачи, а именно:
- при разработке машин со скрытой конструкцией задача дизайнера сводится к пространственной организации компактных объемов и форм, при этом в первую очередь должны учитываться технологичность изготовления корпусов или кожухов, действующие нагрузки, т.е. форма должна правильно информировать о действительных нагрузках в машине;
|
|
- для изделий с открытой конструкцией важно, чтобы форма рабочего органа наглядно показывала и выявляла функцию машины (рабочего органа).
В заключение следует сказать: процессы формообразования машин имеют ту особенность, что решение технических, функциональных, эстетических и других задач при создании машины протекает не последовательно, а совместно и одновременно, в значительной мере усложняя процесс, но являясь необходимостью. В итоге выбранный технический вариант при создании машины предопределяет не только компоновку элементов, но и характер ее формы.
Дизайн