Гармония красок

Под гармонией красок понимают сочетание цветных поверхностей, производящее приятное впечатление. Различают три системы составления красочной комбинации:

1) взаимно дополнительных цветов;

2) цветов,близких к дополнительным;

3) подобная музыкальной.

Две касающиеся поверхности, окрашенные в разные цвета, производят иное ощущение, чем каждая в отдельности. Такое взаимное влияние называют цветовым контрастом.

В природе существует семь цветов, которые имеются в спектре солнечного луча: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Восьмой (вне спектральный) цвет - пурпурный, получается при соединении крайних цветов спектра - красного с фиолетовым. Все цвета спектра называют хроматическими в отличие от ахроматических, отсутствующих в спектре – черного, белого, серого. Первичными являются красный, желтый и синий цвета. Другие цвета могут быть получены смешением первичных. Оранжевый цвет возникает при смешении красного с желтым, зеленый – желтого с синим, голубой –синего с белым, фиолетовый – красного с синим.

Глаз человека способен различать до 300 оттенков цвета. Цвета левой части спектра – синий, фиолетовый – называют холодными, так как они ассоциируются с цветом льда. Глазу человека более приятны цвета


средней части спектра, которые преобладают в природе: желто-зеленый, зеленый, голубой. Цвета правой части спектра – красный, оранжевый –называют теплыми, так как они напоминают цвет солнца, огня. Психологи установили, что фиолетовый, красный и пурпурный цвета действуют возбуждающе. Нейтральными являются коричневый, серый, белый и черный цвета.

Окраской предмета в светлый холодный цвет (бледно-голубой, голубовато-зеленый, голубовато-фиолетовый, бледно-желтый) можно добиться впечатления легкости. Темные и теплые цвета усиливают впечатление массивности и прочности предмета. Контраст нескольких светлых и темных предметов создает ощущение интенсивного освещения.

Если спектр цветов представить секторами на диске, то, комбинируя противоположно расположенные секторы цветового диска, можно получить различные комбинации по два взаимно дополнительных контрастных цвета. Взаимно дополнительные сочетания цветов считают гармоничными. Наиболее гармоничны из них оранжевый с голубым и зелено-желтый с фиолетовым. Комбинации трех цветов, расположенных по углам равнобедренного треугольника цветового диска (рис.7.4) – красного, желтого, синего и оранжевого, зеленого, фиолетового – также считают гармоничными.

Система цветов, подобная музыкальной, основывается на том, что свет и звук имеют волновую природу. Чем выше музыкальный тон, тем короче соответствующая ему звуковая волна. Самая длинная музыкальная волна в 150 раз длиннее самой короткой. В оптике же самая длинная волна, соответствующая крайнему в спектре красному цвету, не достигает двойной длины, соответствующей фиолетовому краю спектра.

Рис.7.4. Цветовой круг


Постепенное видоизменение одного и того же цвета (растяжка цвета) приятно для глаза, так как не утрачивается впечатление целого. Большие интервалы между цветами по диску спектра, как сказано выше, также часто выглядят гармонично. А вот средние интервалы между цветами по диску спектра образуют неприятную комбинацию для глаза, так как при этом нет восприятия ни целостности предмета, ни равновесия цветов.

При выборе окраски изделия необходимо учитывать окружающую среду, в которой предполагается эксплуатировать изделие и освещение.

Меняя степень окрашенности различных элементов изделия, можно изменить его восприятие человеком. На рис. 7.5 изображен автомобиль, который воспринимается человеком следующим образом:

а) устойчивым;

б) неустойчивым;

в) тяжелым;

г)легким;

д)динамичным (устремленным вперед);

е) динамичным (устремленным назад);

ж) сокращенным;

з) удлиненным.

Рис.7.5. Воздействие степени закрашенности предмета

на его восприятие человеком



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: