Структура теории композиции в технике. Категории композиции

Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто на основе использования закономерностей и принципов построения формы, которыми располагает композиция.

Композиция является эстетической характеристикой, отражающей тему организации связей элементов формы и содержания изделия, диктующей расположение основных элементов, частей изделия в определенной системе и последовательности.

Как и всякая научная дисциплина, теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие, существенные связи и отношения рассматриваемых явлений и являющихся средствами создания гармонических изделий. Основные категории композиции - тектоника и объемно-пространственная структура; вспомогательные – ритм, равновесие, динамичность и статичность формы, симметрия и асимметрия, масштабность, пропорциональность, контраст, нюанс.

Тектоникой называют зримое отражение в форме изделия работы конструкции этого изделия и организации материала. Это понятие связывает две важнейшие характеристики изделия (машины) – его конструктивную основу и форму во всех ее сложных проявлениях.

Под конструктивной основой понимают работу несущей части конструкции, характер распределения главных усилий, организацию конструкционных материалов и т. д. Форма при этом должна четко отражать все эти особенности конструктивной основы.

Проявления тектоники в технике весьма многообразны, как многообразны сами конструкции, материалы, характер усилий и связей между формой и конструкцией. И во всех случаях конструктор должен стремиться к тому, чтобы в форме машины находили истинное отражение работа конструкции и материала, истинные нагрузки.

Сборная ли это конструкция или монолитная, легкая и тонкостенная или тяжелая и массивная, несущий ли его элемент или ненагруженный, возникают ли в данном месте напряжения в материале или не возникают –на все эти вопросы облеченная в материал форма должна ответить ясно и недвусмысленно.

Миниатюрный транзисторный приемник, равно как и мощный экскаватор, не будет композиционно целостным, если не выявлена тектоника, т.е. если нарушены связи "конструкция - материал - форма". Образно говоря, тектоника - это искренность формы в отношении конструкции и материала изделия.

Форму каждого изделия (машины) можно и необходимо рассматривать и с точки зрения определенного взаимодействия всех ее элементов между собой и с пространством - как объемно-пространственную структуру (в

одних случаях простую и лаконичную, в других - весьма сложную). Форме присущи два компонента ее структуры: объем, пространство.

По признаку объектно-пространственного строения все изделия можно условно разделять на три группы:

1) относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;

2) с открытыми техническими структурами действующих механизмов или несущих конструкций;

3) объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Для создания эстетически полноценного изделия (машины) необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с объемом, уметь рассматривать пространство как компонент композиции (наряду с объемом) и рационально организовать его.

Две основные категории композиции – тектоника и объемно-пространственная структура – тесно связаны между собой, ибо нарушение тектоники (ложное отражение работы конструктивной основы) обязательно сказывается на ограниченности связей элементов объемно-пространственной структуры изделия и наоборот. Тектоничность изделия и его объемно-пространственная структура должны формироваться с того момента, когда только выявляется техническая структура изделия, принцип его компоновки.

Глубокое осмысление инженером и дизайнером связей между тектоникой и объемно-пространственной структурой – главное, что может помочь эстетическому освоению техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: