При конструировании в некоторых случаях размеры и массу конструкции можно уменьшить совмещением нескольких функций в одной детали.
На рис.8.17,а приведен пример парной установки радиально-упорных подшипников, предназначенных для восприятия осевой нагрузки в двух направлениях. Причем осевую нагрузку в каждый момент воспринимает какой-либо один подшипник из них, а второй в это время бездействует.
Рис. 8.17. Совмещение конструктивных функции
В однорядном подшипнике двухстороннего действия (рис.8.17,6) шарики заключены в обоймы с глубокими канавками; наружная обойма для удобства сборки выполнена разъемной. Под нагрузкой шарики прижимаются к одной стороне канавки и отходят от противоположной стороны. При перемене направления нагрузки происходит обратное явление. Такие подшипники при одинаковой нагружаемости имеют вдвое меньшие осевые размеры, чем спаренные подшипники.
В блоке шестерён (рис.8.17,в) зубчатые колеса 1,2 установлены на шлицах вала-шестерни.
В конструкции (рис.8.17,г) колеса насажены на продолжении зуба вала-шестерни, вследствие чего повышается прочность вала, увеличивается диаметр правой шейки и упрощается обработка.