По отраслям экономики (на 1 января, тыс.)

Отрасль экономики

Всего

В том числе:

Промышленность

Сельское хозяйство

Лесное хозяйство

Строительство

1995

1946,3

288,7

287,2

4,2

235,4

2000

3106,4

371,6

324,0

4,4

309,4

2002

3593,8

401,5

313.6

4,7

341,7

2003

3845,3

421,1

314,0

4,7

363,7

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 9

Продолжение табл. 1.1

Отрасль экономики

Транспорт и связь

Торговля и общественное питание

Оптовая торговля продукцией

производственно-технического

назначения

Информационно-вычислительное

обслуживание

Операции с недвижимым иму-

щество'М

Общая коммерческая деятель-

ность по обеспечению функ-

ционирования рынка

Геология и разведка недр, гео-

дезическая и гидрометеороло-

гическая службы

Жилищно-коммунальное хозяй-

ство

Непроизводственные виды бы-

тового обслуживания населения

Здравоохранение, физическая

культура и социальное обеспе-

чение

Образование

Культура и искусство

Наука и научное обслуживание

Финансы, кредит, страхование,

пенсионное обеспечение

Управление

Общественные объединения

1995

47,5

524,9

31,8

9,5

4,8

58,2

3,8

23,5

17,7

56,5

44,3

33,5

91,1

36,6

72,4

41,1

2000

73,9 и 12,9

1032,9

43,2

13,7

20,3

108,5

5,5

44,8

23,6

84,5

111,8

51,2

107,7

53,5

85,5

166,8

2002

88,4 и 15,1

1271,0

57,9

20,2

31,6

141,9

6,3

51,6

27,4

1100,6

143,3

59,7

114,0

60,2

78,1

196,2

2003

97,2 и 16,3

1389,2

64,1

22,9

38,7

157,1

7,2

56,6

29,5

109,2

150,9

64,5

117,1

63,9

78,7

203,5

Источник: Россия в цифрах. 2003: Крат.

2003. - С. 157.

стат. сб. —М.: Госкомстат России,

Цель деятельности предприятия —удовлетворение общественных

потребностей и получение прибыли. В дореформенной России ос-

новной целью предприятия считалось удовлетворение общественных

потребностей. Можно ли сегодня, в условиях рыночной экономики,

отбросить, исключить эту цель и оставить единственной целью полу-

чение максимально возможной прибыли? Полагаем, что нет.

Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Действительно, основная цель предпринимательства —получе-

ние прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные от-

ношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, сле-

дует согласиться с тем, что бизнес —это экономическая деятель-

ность предпринимателей, их искусство и способность приносить

все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень

рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях откры-

той экономики способствует насыщению потребительского рынка

товарами и услугами, активизирует структурную перестройку эко-

номики, стимулирует внедрение научно-технических достижений,

способствует всемерному повышению эффективности производства.

Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель

или группа предпринимателей должны иметь перед собой четкую и

ясную идею, которая должна быть подкреплена системой постоян-

ного получения заказов на производимую продукцию или оказы-

ваемые услуги. Намечаемые выпуск продукции, оказание услуг

должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ре-

сурсами. Наконец, начиная новое дело, предпринимателю следует

продумать возможность постоянного пополнения своего капитала.

Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в ос-

новном документе — предпринимательском бизнес•планех.

Важным качеством любого предпринимателя современного пред-

приятия является способность гибко реагировать на изменение ситуа-

ции. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятель-

ности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленно-

стью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и де-

лать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров

и соратников, надо быть готовым к конкурентной борьбе. Нужно чет-

ко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи,

а на более поздних этапах —официальные отношения как с постав-

щиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изде-

лий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.

Современное предприятие —сложная организационная струк-

тура. В рыночных условиях возрастает значение трех основных на-

правлений организации промышленного предприятия:

•научной организации производства;

•научной организации труда;

•научной организации управления.

Научная организация производства имеет цель создать оптимальную

технико-технологическую систему на предприятии. Это надежно и эф-

фективно функционирующие производственное оборудование и техноло-

гия, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Содержание и порядок составления бизнес-плана подробно рассмотрены в гл. 19.

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности -J

Задача научной организации труда (НОТ) —построение здоровых

формальных отношений в коллективе работников, включающее

систему мер по созданию условий для высокопроизводительного,

эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограниче-

ны технико-технологическим состоянием предприятия, его финан-

совыми и экономическими активами.

Научная организация управления это система технических,

экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целена-

правленность воздействия на материальную и человеческую подсис-

темы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях

достижения наилучшего материально-технологического и экономи-

ческого эффекта.

Любая предпринимательская акция —это организация взаимо-

связей между людьми. И чем более основательно она воссоздана и

умело регулируется, тем больше надежд на получение экономиче-

ской выгоды, на прибыльное возмещение понесенных затрат.

После принятия решения о создании нового предприятия пред-

стоит пройти ряд обязательных этапов. Порядок создания нового

предприятия можно проследить на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Порядок создания нового предприятия

\ 2 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

На начальном этапе создания нового предприятия определяется

состав учредителей и разрабатываются учредительные документы:

устав предприятия и договор о создании и деятельности предпри-

ятия с указанием его организационно-плановой формы. Наряду с

этим оформляется протокол № 1 собрания участников создаваемого

предприятия о назначении директора и председателя ревизионной

комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в тече-

ние 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не

менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется

по месту своего учреждения в местном органе власти. Для государ-

ственной регистрации в соответствующий орган представляются

следующие документы:

•заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;

•устав предприятия;

•решение о создании предприятия (как правило, постановле-

ние собрания учредителей);

•договор учредителей о создании и деятельности предприятия;

•свидетельство об уплате государственной пошлины.

Если установленный порядок создания предприятия нарушен

или отсутствуют необходимые учредительные документы, или пред-

ставленные документы не соответствуют требованиям законода-

тельства, заявителю предоставлено право обратиться в суд, который

примет окончательное решение.

Когда регистрация завершена и получено свидетельство о реги-

страции, все сведения о новом предприятии передаются в Мини-

стерство финансов РФ для включения предприятия в Государст-

венный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются ко-

ды Общероссийского классификатора предприятий и организаций.

Наступают заключительные этапы создания нового предпри-

ятия. Участники полностью вносят свои вклады (не позднее чем

через год после регистрации), открывают постоянный расчетный

счет в банке, предприятие регистрируется в районной налоговой

инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп.

С этого момента предприятие начинает функционировать как само-

стоятельное юридическое лицо.

Если предприятие создается как акционерное общество, его уч-

редителям предстоит также осуществить подписку на акции. При

открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоя-

щей подписке, в котором указывают предмет, цели и сроки дея-

тельности будущего акционерного общества, состав учредителей,

дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер

уставного фонда, число и виды акций, их номинальную стоимость,

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности \ 3

сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые

сведения. Подписавшиеся на акции обязаны внести до дня созыва

учредительной конференции не менее 30% их номинальной стои-

мости. Если все акции распределяются между учредителями, то

взнос должен составить не менее 50%. Полностью выкупить акции

акционер обязан не позднее чем через год после регистрации ак-

ционерного общества.

Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу вхо-

дит решение таких вопросов, как:

•создание акционерного общества (АО);

•утверждение устава АО;

•размер уставного фонда после завершения подписки на акции;

•выборы руководящих органов АО и др.

После успешного завершения учредительной конференции про-

водится регистрация вновь созданного акционерного общества, и

оно может начинать функционировать.

За рубежом сложились определенные разновидности, типы пред-

приятий. Представляют интерес шесть типов собственного предпри-

ятия, рекомендуемые известным экономистом Г. Берлом1. В их числе:

•инкубаторы:

•надомный бизнес;

•блошиные рынки;

•предприятия, выполняющие заказы почтой;

•передвижные предприятия или предприятия временного ха-

рактера;

•продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций

товара.

Все эти типы бизнеса имеют ряд общих черт и ряд особенно-

стей. В числе общих черт: индивидуалистичность характера дея-

тельности; очень низкие либо очень гибкие требования к первона-

чальному капиталу; подвижность, переменчивость предприятий.

Касаясь особенностей каждого типа, надо отметить следующее.

Прелпркятж-инкубатор служит как бы зонтом, обеспечивающим

другим, как правило, малым предприятиям, необходимое состояние

делового климата: помещение, оборудование, консультативный со-

вет из специалистов и экспертов, возможности получения необхо-

димого капитала и др.

Надомный бизнес должен быть ≪тихим≫, не нарушающим правил

общежития в данном районе. Однако это не означает, что ваша

деятельность обязательно ограничена домом. Многие виды услуг

Берл Г. Создать свою фирму. —М.: Дело Лтд, 1994. —С. 68.

\ 4 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например настрой-

ка пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по

консультированию и т.д.

В случае надомного бизнеса могут понадобиться домашний те-

лефон (свой или дополнительный), желательно с автоответчиком,

копировальная техника, компьютер. В условиях надомного бизнеса

надо иметь большую силу воли, чтобы не отвлекаться от работы.

Отсутствие же волевых качеств может привести бизнес к краху.

Блошиные рынки ныне широко распространены в России, хотя

называть их так нередко не решаются. Участвовать в этом бизнесе

могут как мелкие производители, так и розничные и оптовые тор-

говцы. Во всем мире такие рынки очень развиты, здесь можно изу-

чить спрос на продукцию, купить небольшие партии товара для пе-

репродажи и т.п. И все это —при минимальных затратах.

Высоких специальных знаний, большой сосредоточенности уси-

лий, времени, капитальных вложений требует бизнес услуги— почтой. Здесь для получения достаточного количества заказов,

обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить

значительное число людей. В условиях этого вида бизнеса процент

реальных заказов очень мал, и для того чтобы выжить и получить

прибыль, необходимо делать существенную наценку на товар. Этот

вид бизнеса получает в России все большее развитие.

Наряду с блошиными рынками и почтовыми услугами за по-

следние годы в России получили широкое распространение пере-

движные, или временные, торговые точки. В них продаются одежда,

обувь, галантерея, парфюмерия, произведения искусства и др.

Здесь же предлагаются горячие закуски, пироги и прочая снедь.

Как правило, сооружения эти или место для торговли арендуются

на незначительный или на неопределенный срок. Оснащение та-

ких торговых точек минимальное, складские помещения в сущно-

сти не нужны. При этом следует выбирать такой товар, который

имеет быструю оборачиваемость и не является конкурентным по

отношению к товарам окружающих вас постоянных продавцов на

данном рынке.

Наконец, такой вид бизнеса, как торговля на вечеринках и по об-

разцам. По сравнению с другими видами предпринимательской дея-

тельности здесь требуется относительно меньше хлопот и затрат.

Однако надо иметь возможность попадать на различные приемы,

домашние вечеринки.

Все рассмотренные типы бизнеса на первый взгляд кажутся

очень простыми. Однако только глубокое изучение каждого из них,

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности -J 5

проводимые исследования и наблюдения позволят сделать правиль-

ный выбор для организации нового собственного дела.

Перед началом собственного дела следует выполнить так назы-

ваемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу.

При этом следует обратить внимание на ряд условий:

•политические факторы —стабильность политической систе-

мы, защита собственности, инвестиций;

•социально-экономические —состояние покупательной спо-

собности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд

которых будет работать ваше предприятие; здесь же следует

обратить внимание на возможную конкуренцию, движение

инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной

системы;

•правовые —наличие и состояние законодательной базы пред-

принимательства.

Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой

форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следу-

ет учитывать стартовые условия предприятия. Большинство пред-

принимателей избирают форму товарищества с ограниченной от-

ветственностью как наиболее приемлемую. При такой форме участ-

ники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск

убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимо-

сти внесенных ими вкладов.

Далее возникает вопрос об учредителях, при подборе которых

следует учитывать их платежеспособность, деловую порядочность,

полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко уч-

редители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными

трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому

при подборе учредителей следует проявить тщательность и нето-

ропливость.

Любое предприятие функционирует не в вакууме. Множеством

каналов оно связано с другими предприятиями и организациями,

поставщиками и покупателями. Ниже мы рассмотрим производст-

венные и рыночные связи предприятий.

1.2 Производственные и рыночные связи предприятия.

Конкуренция и предприятие

В современных условиях развития экономики любой предпри-

ниматель, а тем более предприниматель, занимающийся производ-

ственной деятельностью, сталкивается с множеством проблем. Пер-

(f Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

вая из них —найти себя в хозяйственном пространстве, или, как

говорят, свою хозяйственную нишу. Предпринимателю предстоит

изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные то-

вары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть

возможные препятствия или ограничения. Надо изучить возмож-

ность получения льгот —заемных, налоговых и др. и, таким обра-

зом, определить общие условия инвестирования средств.

Все эти данные открыты, доступны, содержатся в многочислен-

ных публикациях, в статистической информации, законодательных

актах. Дополнят информацию осведомленные частные лица. Этой

нередко очень ценной информацией не следует пренебрегать.

Определив свою хозяйственную нишу, предприниматель может

принимать решение о специализации своего предприятия. Потребу-

ется оценить возможности будущих потребителей, узнать все воз-

можные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и техно-

логии, с помощью которых будет производиться продукция.

Немаловажное значение имеет выбор формы предприниматель-

ства —индивидуальной или коллективной. Избрав индивидуальную

форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Его пред-

приятие является частным, оно принадлежит ему на праве собст-

венности или членам его семьи на праве общей долевой собствен-

ности, и в случае неудачи собственник несет полную ответствен-

ность по обязательствам предприятия и расплачивается своими

средствами и своим имуществом.

Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель

делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма

позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы.

Выбор формы предприятия —весьма ответственное дело. Поэто-

му не следует ограничиваться только собственными интуицией и

предпочтениями. Необходимо учитывать и хозяйственную и право-

вую среду, общественный порядок, в которых предстоит действо-

вать предприятию.

Следующий шаг — формирование производственной базы. Предпри-

нимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные

и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобре-

сти сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия,

привлечь рабочую силу. По этому поводу предприятие вступает в от-

ношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и

материалов, с посредническими фирмами. Работники нанимаются на

бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап — привлечение финансовых средств. Собственных

средств у предпринимателя или у его партнеров для начала и разви-

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности -| 7

тия дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств

можно преодолеть, выпустив акции, т.е. частично передав права на

участие в капитале и прибыли предприятия, собственные долговые

обязательства, а также получив займы в коммерческих банках.

Предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и

физическими лицами, приобретающими его акции или долговые

обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка

подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Специфика переходного периода к рынку, сложившегося ныне в

нашей стране, привела к тому, что наибольший интерес у обеих

сторон (и у предприятия, и у банка) вызывают краткосрочные ссу-

ды. Они выдаются банками, как правило, на 30, 60 и 90 дней, т.е.

до трех месяцев.

Предоставление банками кредитов предприятиям нередко со-

провождается различными страховыми операциями. Страхованию

могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др. В

этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со

страховыми компаниями.

Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приоб-

ретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку

ценных бумаг. Здесь перечень организаций, с которыми предпри-

ятия вступают во взаимоотношения, достаточно велик. Это фондо-

вые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные

фонды, индивидуальные инвесторы и др. Таков далеко не полный

перечень производственных и рыночных связей предприятия. По

мере дальнейшего развития рыночных отношений перечень этот

будет расширяться и дополняться.

Важнейшим фактором в рыночной среде является дух соперни-

чества. Он в значительной мере определяет формы хозяйственной

деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.

Конкуренция —это экономическое состязание изготовителей одинако-

вых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа поку-

пателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Конкуренция —важное средство контроля в рыночной системе.

Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания по-

требителей до предприятий —изготовителей продукции, а через них — до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет

предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим

образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вы-

зывает расширение производства и понижение цены продукта до

уровня, соответствующего издержкам производства.

• 3 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Однако этим не ограничивается положительное воздействие

конкуренции на экономику и ее эффективность. Конкуренция за-

ставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-тех-

нические достижения, применять эффективные технику, техноло-

гию, современные методы организации производства и труда.

Понятием, противоположным конкуренции, является монопо-

лия, в условиях которой на рынке имеется только один продавец

и множество покупателей. Являясь единственным производите-

лем данного товара, монополист устанавливает на этот товар на

рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет

нести повышенные издержки, так как относительно меньше по-

требителей будут покупать товар, произведенный и предлагаемый

в условиях монополии, а те, кто купит его, заплатят за него

больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста

меньше предложений.

Будучи единственным производителем данного товара, моно-

полист находится в очень выгодном положении. Он может сво-

бодно повышать цену товара, так как не беспокоится о конку-

рентах, которые, назначая более низкую иену могли бы захва-

тить рынок. Однако это не означает, что монополист может бес-

конечно повышать цену, назначить ее сколь угодно высокой.

Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает ры-

ночный спрос, анализирует издержки своего производства, из-

держки сбыта продукции. Характер кривой рыночного спроса та-

ков, что чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот; при этом

монополист устанавливает цену товара и определяет объем ею

производства и продажи.

В классической экономической литературе (в частности, в тру-

дах А. Смита) существует термин ≪невидимая рука≫. Суть его в том.

что предприятия-изготовители и поставщики ресурсов, добиваю-

щиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках

остроконкурентной рыночной системы, одновременно как бы на-

правляемые ≪невидимой рукой≫, способствуют обеспечению госу-

дарственных и общественных интересов. При существующей кон-

курентной конъюнктуре предприятия используют наиболее эконо-

мичную комбинацию ресурсов для производства данного объема

продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Вместе с тем

такое использование ресурсов отвечает и интересам общества. В

итоге концепция ≪невидимой руки≫ приводит к тому, что если

предприятия максимизируют свою прибыль, то общественный про-

дукт также максимизируется.

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности ^ 9

Известный экономист Г.Л. Азоев приводит 10 основных видов

конкурентных преимуществ предприятий1.

1. Конкурентные преимущества, основанные на экономических

факторах: лучшее общеэкономическое состояние рынков, на кото-

рых действует предприятие; стимулирующая политика правительст-

ва в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и тамо-

женных ставок в данной товарной сфере; эффект масштаба произ-

водства; эффект специализации и др.

2. Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-

правовых актах, существующие в силу законов, постановлений и

особых привилегий.

3. Конкурентные преимущества структурного характера, опреде-

ляемые главным образом высоким уровнем интеграции процесса

производства и реализации продукции на предприятии, возможно-

стью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняю-

щей реальных и потенциальных конкурентов.

4. Конкурентные преимущества, вызванные административными

методами, связанными с наличием ограничений деятельности про-

изводителей и поставщиков, которые не всем удается преодолеть.

5. Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструк-

туры рынка, к которым приводит разница в степени развития необ-

ходимых средств коммуникации (транспорта и связи); организован-

ности и открытости рынков труда, капитала, инвестиционных това-

ров и технологий в регионах России; развития дистрибьюторской

сети, служб по оказанию консалтинговых, информационных, ли-

зинговых и иного рода деловых услуг; развития межфирменной

кооперации.

6. Технические (технологические) конкурентные преимущества,

определяемые высоким уровнем развития прикладной науки и тех-

ники в отрасли, техническими характеристиками машин и оборудо-

вания, технологическими особенностями сырья и материалов, ис-

пользуемых в производстве продукции, а также техническими ха-

рактеристиками самой продукции.

7. Конкурентные преимущества, определяемые хорошей ин-

формированностью, базирующиеся на наличии обширного банка

данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, инфор-

мации об инфраструктуре рынка.

8. Конкурентные преимущества, основанные на географических

факторах и связанные с возможностью экономического преодоле-

1 Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. —М.: ОАО

≪Типография "Новости"≫, 2000. —С. 51—4.

20 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

ния географических границ рынков, а также выгодным географиче-

ским расположением предприятия.

9. Конкурентные преимущества, основанные на демографиче-

ских факторах, формирующихся в результате демографических из-

менений в целом сегмента рынка, и их положительном влиянии на

объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию или услугу.

10. Конкурентные преимущества неправового характера, дос-

тигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобро-

совестного выполнения представителями федеральных и местных

органов власти своих обязанностей, бюрократизма, взяточниче-

ства, коррупции; криминальных действий, рэкета, контрабандно-

го ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными

структурами.

Г.Л. Азоев замечает: ≪Конкурентные преимущества могут иметь

разный уровень иерархии и относиться к товару (или услуге. —В.Г.),

предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на иско-

вых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными

и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и

имитируемыми и т.д.≫'.

Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли

они противостоять крупным предприятиям? По мнению ряда зару-

бежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым

предприятиям присущи многие положительные качества, которыми

обделены крупные компании.

Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде

всего они tie в состоянии уследить за всеми своими товарами и

всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Круп-

ные предприятия трудно ладят с инициаторами новых идей, кото-

рые нередко бывают одержимы своей идеей. Такой фирме очень

трудно принять решение о вложении денег в проект, который, воз

можно, начнет давать прибыль лет через семь-десять. Крупные

компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожи-

дания скорой отдачи средств начисто лишает их необходимой по-

тенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за

риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают пла-

ны, а не товары.

В противоположность крупным компаниям малые фирмы дей-

ствуют по принципу ≪ориентация на нужды≫. Им жизненно необхо-

димо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. Здесь

инициатором всего нового является, как правило, один человек.

Азоев Г.Л., Челенков А.П. Указ. соч. —С. 51—4

Глава 1 „Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 21

обладающий знаниями и энергией. Подавляющее большинство но-

вых товаров рождается на мелких фирмах.

На малых фирмах умеют мыслить перспективно. Здесь относи-

тельно невысоки издержки производства на начальном этапе инно-

вационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого

этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.

Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче

в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на

другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как прави-

ло, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют

множественный конкурентный подход.

Надо отметить также, что мелкие фирмы ≪терпимы к хаосу≫, что

совсем (или почти) невозможно для традиционной крупной компа-

нии. Инновации —это в основном процесс неорганизованный,

проходящий, как правило, рывками то вверх, то в стороны. Если

крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предот-

вращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое

положение совершенно естественно.

Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала

в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех

может сразу окупить много неудач. В крупной фирме одна неудача

может серьезно подорвать все ее благополучие.

Преимущества малых фирм подтверждают, что они могут ус-

пешно вести конкурентную борьбу.

1.3 Предпринимательская деятельность предприятия

В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь произ-

водственной или иной деятельностью, является по существу пред-

принимателем.

Предпринимателями мы называем хозяйствующих субъектов,

функцией которых является реализация нововведений, осуществле-

ние новых комбинаций. Вплотную к понятию ≪предприниматель≫

примыкает понятие ≪предпринимательство≫.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляе-

мая частными лицами, предприятиями или организациями по произ-

водству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен

на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц

или предприятий, организаций.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные ча-

стные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъ-

екты предпринимательства выступают в этом качестве, как правило,

22 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

организуя единоличное или семейное предприятие. Такие предпри-

ниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или

использовать наемный труд.

Объединения партнеров как субъекты предпринимательства мо-

гут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций:

арендных коллективов, акционерных обществ, различных товари-

ществ и др.

К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, сле-

дует отнести:

•самостоятельность и независимость хозяйствующих субъек-

тов. Любой предприниматель свободен в принятии реше-

ния по тому или иному вопросу, естественно, в рамках

правовых норм;

•экономическую заинтересованность. Главная цель предпри-

нимательства —получение максимально возможной прибыли.

Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы полу-

чения высокого дохода, предприниматель способствует и дос-

тижению общественного интереса;

•хозяйственный риск и ответственность. При любых самых

выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства

взаимосвязаны и действуют одновременно.

Для формирования предпринимательства необходимы опреде-

ленные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия —это в первую очередь предложения то-

варов и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести по-

купатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить

на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабо-

чей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е.

на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и

доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестиро-

ванный капитал, а также величина заемных средств, к которым

готовы обратиться предприниматели для финансирования своих

деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные

учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций,

составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой пред-

приниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вес-

ти коммерческие операции. Это банки (оказание финансовых ус-

луг); поставщики (снабжение сырьем, материалами, полуфабрика-

тами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 2 3

и оборудованием, инструментом и др.); оптовые и розничные про-

давцы (предоставление услуг по доведению товаров до потребите-

ля); специализированные фирмы и учреждения (предоставление

профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических

услуг); агентства по трудоустройству (оказание помощи в подборе

рабочей силы); учебные заведения (обучение рабочих и специали-

стов-служащих); прочие агентства (рекламные, транспортные, стра-

ховые и др.); средства связи и передачи информации.

Элементы процесса предпринимательства представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Элементы процесса предпринимательства

Определение

и оценка возможно-

стей бизнеса

Разработка

бизнес-плана

Определение

потребности

в ресурсах

Управление

предприят ием

Продолжитель-

ность возможности

бизнеса

Рынок для реали-

зации возможностей

бизнеса

Анализ конкуренции

Ценность возмож-

ности бизнеса для

рынка и предпри-

ятия

Риск и прибыль,

которые содержат

возможность биз-

неса

Согласование воз-

можности с пред-

принимательскими

знаниями, навы-

ками, желаниями

Раздел I

Вступление

Описание бизнеса

Раздел II

Содержание плана

1. Описание

предприятия (ре-

зюме)

2. Анализ отрасли

3. План производ-

ства

4. План маркетинга

5. Финансовый

план

6. Организацион-

ный план

7. Операционный

план

8. Заключение.

Расчет эффектив-

ности

Определение

необходимых

ресурсов

Определение

имеющихся ре-

сурсов

Идентифи циро-

вание потреб-

ности в ресур-

сах

Определение

поставщиков

необходимых

ресурсов

Разработка под-

хода в отноше-

нии к постав-

щикам

Разработка

стиля управ-

ления

Внедрение

системы кон-

троля

Разработка ор-

ганизацион-

ных процедур

Регулярное

проведение

SWOT-анализа

(сильные сто-

роны, слабые,

возможности

и угрозы, их

оценка)

Определение

факторов ус-

пеха

24 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия

формирования предпринимательства. Прежде всего это стремле-

ние покупателей приобретать товары, отвечающие определенным

вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.

Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы,

зависящие от социально-культурной среды. Такие нормы оказы-

вают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посред-

ством этого —на его спрос на товары. Социальные условия опре-

деляют отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою

очередь влияет на его отношение к размеру заработной платы, к

условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Предприниматель должен сознавать, что ему придется участ-

вовать в решении социальных вопросов своих сотрудников, ка-

сающихся охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др. От

своей деятельности предприниматель должен получать удовле-

творение.

Важную роль в формировании предпринимательства играют

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров:

организация обучения современным методам ведения предприни-

мательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их

стажировка в развитых странах; организация подготовки и пере-

подготовки преподавательских кадров для обучения предпринима-

телей; создание сети консультативных центров, проводящих про-

фессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательско-

го сектора, и др.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в

рамках соответствующей правовой среды, поэтому большое значе-

ние для успешной работы имеет создание необходимых правовых

условий. Прежде всего речь идет о законах, регулирующих пред-

принимательскую деятельность, создающих наиболее благоприят-

ные условия для развития предпринимательства. Законы должны

обеспечить; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и реги-

страции предприятий; защиту предпринимателя от государственно-

го бюрократизма; совершенствование налогового законодательства

в направлении мотивации производственной предпринимательской

деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей

России с зарубежными странами. Сюда входит и создание регио-

нальных центров поддержки малого предпринимательства, усовер-

шенствование методов учета и форм статистической отчетности.

Важную роль также играет подготовка законодательных инициатив

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 25

по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельно-

сти, включая право на собственность и соблюдение договорных

обязательств.

Примером может служить складывающаяся в течение многих

лет система законов, действующих в сфере предпринимательства

США. Приведем лишь некоторые из них1.

Закон

Антитрестовый закон

Шермана(1890г.)

Закон о доброкачествен-

ности пищевых продук-

тов и медицинских пре-

паратов (1906 г.)

Закон об учреждении Фе-

деральной торговой ко-

миссии (1914 г.)

Закон Клейтона (1914 г.)

i

Основные положения Закона

Запрещение (а) ≪монополий или попыток мо-

нополизации≫, а также (б) ≪договоров, разного

рода объединений и сговоров, направленных

на ограничение торговли между штатами или

внешней торговли≫

Запрещение производства, продажи или

транспортировки фальсифицированных или

неправильно маркированных продуктов или

лекарств в рамках межштатной торговли. В

1938 г. заменен федеральным законом о пи-

щевых продуктах, медикаментах и косметиче-

ских средствах. В 1958 и в 1962 гг. в него

внесены ужесточающие поправки

Учреждение комиссии —специализированного

органа с широкими полномочиями по рассле-

дованию и пресечению действий, подпадающих

под юрисдикцию ст. 5, которая провозглашает,

что ≪недобросовестные методы конкуренции в

торговле являются незаконными≫

Дополнение к закону Шермана, запре-

щающее отдельные виды практической дея-

тельности (определенные разновидности

ценовой дискриминации, включение в со-

глашения пунктов, ограничивающих дейст-

вия партнера, использование ограничи-

тельной практики сбыта, владение акциями

других корпораций и установление совме-

стных директоратов)

1 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. —СПб.—М.: Коруна; Литера

плюс. 1994. —С. 131-133.

26 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Продолжение таблицы

Закон

Закон УилераЛи (1938 г.)

Закон об отражении ис-

тины на упаковке и в

маркировке товаров

(1966 г.)

Закон о безопасности

потребительских товаров

(1972 г.)

Закон о добросовестной

практике взимания дол-

гов (1978 г.)

Основные положения Закона

Запрещение недобросовестных и обманных

действий и приемов независимо от того, на-

носится ли при этом ущерб конкуренции; уч-

реждение юрисдикции Федеральной торговой

комиссии над рекламой пищевых продуктов

и медикаментов

Введение правил на упаковку и маркировку

товаров широкого потребления обязал произ-

водителей указывать точное содержание упа-

ковки, имя изготовителя этого содержимого

и точное количество

Учреждение Комиссии по проблемам безо-

пасности потребительских товаров и наделе-

ние ее правом введения стандартов безопас-

ности на товары широкою потребления и

санкций за несоблюдение этих стандартов

Объявление незаконными докучливого пре-

следования или жестокого обращения с

людьми, распространения лживых заявлений

или использования недобросовестных мето-

дов при сборе долгов

Обосновывая необходимость государственного регулирования

предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывал на три ос-

новные причины, в силу которых появились соответствующие за-

конодательные акты:

1) необходимость защитить фирмы друг от друга. ≪Предприни-

матели в один голос превозносят конкуренцию, но когда затраги-

вают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее≫1. От-

сюда принятие законов, предотвращающих проявления ≪недобросо-

вестной конкуренции≫;

2) необходимость защитить потребителей от недобросовестной

деловой практики. Отсюда —направленность законов против тех

фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать

1 Котлер Ф. Указ. соч. - С. 130.

Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 2 7

плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством

упаковки и уровня цен;

3) необходимость защиты высших интересов общества от

разнузданности предпринимателей. Как очень мягко указывает

Ф. Котлер, ≪ведь предпринимательская деятельность не всегда

обеспечивает нам лучшее качество жизни≫.

В условиях перехода к рыночным отношениям в России ≪раз-

нузданность предпринимателей≫ проявляется нередко в очень жест-

ких формах. В отечественной предпринимательской сфере система

законов только складывается.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные

черты, не способна автоматически регулировать все экономические

и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гра-

жданина. Она не обеспечивает социально справедливого распреде-

ления дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает соци-

ально незащищенные слои населения. Не решает она и многих дру-

гих актуальных проблем.

Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания

действенного механизма государственного воздействия на предпри-

нимательскую деятельность. То, на что другие государства затрачи-

вали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более

короткий срок. Каждый из нас своими знаниями и делами должен

способствовать этому процессу.

Выводы

1. Основным звеном развития экономики является предприятие.

Именно на предприятии осуществляется производство продукции,

оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная

связь работника со средствами производства.

2. Важнейшие проблемы, которые предстоит решить любому

предпринимателю: найти свою хозяйственную нишу, выбрать фор-

му предпринимательства, сформировать производственную базу и

привлечь финансовые средства.

3. Важным средством контроля в рыночной системе служит

конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия надлежа-

щим образом удовлетворять пожелания потребителей, приме-

нять при этом наиболее эффективные технику и технологию,

современные методы организации производства и труда и в

28 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

итоге понижать цены до уровня, соответствующего издержкам

производства.

4. Элементами процесса предпринимательства служат: опре-

деление и оценка возможностей бизнеса, разработка бизнес-

плана, определение потребности в ресурсах, управление пред-

приятием.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является основным звеном развития экономики и почему?

2. Какие проблемы приходится решать каждому предпринима-

телю, начинающему свою деятельность?

3. Что служит важным средством контроля в рыночной сис-

теме? В чем проявляется положительное влияние конкуренции

производителей?

4. Назовите основные элементы процесса предпринимательства.

Раскройте их содержание

Глава

Нормативно-правовые акты,

регламентирующие

деятельность предприятий

2.1 Экономика предприятия в системе права

Экономика предприятия регулируется множеством норматив-

ных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издав-

шего акт. В зависимости от того, каким органом принят норматив-

ный акт, определяется его юридическая сила.

Нормативные акты подразделяются на законы, акты федераль-

ных органов государственного управления, акты федеральных орга-

нов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъек-

тов Российской Федерации.

Закон —это нормативный акт, принимаемый представительным ор-

ганом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов.

По действующему законодательству различают федеральные

конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов

Федерации.

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) —нормативный

акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением уста-

новленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и

дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого спе-

циально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую

юридическую силу в сравнении с федеральными законами и при-

нимаются по вопросам: изменения конституционно-правового ста-

туса субъекта РФ; принятия в состав нового субъекта Российской

Федерации; проведения референдума; о режиме военного положе-

ния; о чрезвычайном положении и т.д.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Феде-

ральным Собранием по остальным вопросам, которые должны ре-

гулироваться законами. Федеральный закон не может противоре-

чить федеральным конституционным законам.

Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, при-

нимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления от-

носятся указы Президента и постановления Правительства.

30 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные

акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к

применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведом-

ства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты

в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами,

указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Нормативными актами являются также акты законодательных и

исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума)

и письма Высшего Арбитражного Суда РФ, комментирующие и

разъясняющие применяемые нормативные акты. Постановления и

решения судебных органов называются судебной практикой.

Среди источников права, регламентирующего деятельность

предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других от-

раслей права —государственного, административного, гражданско-

го и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о

банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы права содержатся и в указах Президента РФ, и в указах

президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов ис-

полнительной власти —постановлениях Правительства РФ.

Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и

акты местной администрации также являются источниками финан-

сового права.

Большую группу источников права, регулирующих экономику

предприятия, составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ (приказы,

инструкции и др.).

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов

государственного управления (министерств, ведомств и др.), регули-

рующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или

сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых тру-

довыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами

источниками права, регулирующего экономику предприятия, слу-

жат общепризнанные принципы и нормы международного права:

свобода торговли, международные договоры России. Международ-

ные договоры применяются к отношениям, регулируемым граждан-

ским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для

их применения требуется издание российского акта. Если междуна-

родным договором РФ установлены правила, отличные от преду-

смотренных гражданским законодательством, то применяются пра-

вила международного договора.

Глава 2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий 31

Кроме того, существует большое количество нормативных ак-

тов, регулирующих отдельные вопросы деятельности предприятий.

Их можно разделить на четыре группы:

•первая группа определяет внутренние отношения —порядок

учреждения субъекта предпринимательской деятельности,

управления, организации труда;

•вторая группа регулирует отношения по вертикали —субъек-

тов предпринимательской деятельности с органами государст-

венной власти и местного самоуправления, в том числе с за-

конодательными (представительными) и исполнительными

органами государственной власти субъектов РФ1;

•третья группа определяет отношения по диагонали —субъектов

предпринимательства с банками и иными кредитными орга-

низациями;

•четвертая группа регулирует отношения по горизонтали — субъектов предпринимательства с партнерами по экономиче-

ской деятельности, в том числе с поставщиками, покупателя-

ми, перевозчиками и т.д.

Основой правового регулирования экономики предприятия яв-

ляется Конституция Российской Федерации. Конституция РФ га-

рантирует единство экономического пространства страны, свобод-

ное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку

конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и

защищаются равным образом частная, государственная и муници-

пальная формы собственности.

В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая

проблема —проблема собственности, установлены многообразие форм

собственности и их одинаковая регистрация. По Конституции частная

собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности

землю разрешено только российским гражданам и их объединениям.

Установлены гарантии свободы экономической деятельности, за-

креплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и

функционирование единого общероссийского рынка, свободное пере-

мещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории Рос-

сии, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение

экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории

Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка

России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее ус-

тойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством,

политика которого, в том числе в области экономики и предпринима-

тельства, служит созданию условий для свободного развития человека.

32 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Экономика предприятия и гражданское право. Ведущей отраслью

права является гражданское _______право —система правовых норм, регули-

рующих имущественные и СЕЗязанные с ними неимущественные отно-

шения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятель-

ности участников таких отношений, методом юридического равенства

сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом граждан-

ского права, могут выражать: принадлежность имущества определен-

ным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом орга-

низаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от од-

них лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущест-

венные отношения, связанные с имущественными, представляют кате-

горию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным

элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие

законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского пра-

ва, не только дают легальное определение предпринимательской дея-

тельности, но и регламентируют особенности источников ее граждан-

ско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

В области правовой поддержки экономики предприятий граж-

данское право регулирует порядок заключения и исполнения дого-

воров, вопросы наследования, авторства, изобретательства. Граж-

данское право упорядочивает отношения между равноправными и

независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с дру-

гом по собственной воле.

Гражданское право —это регулятор рыночных отношений.

Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере

воздействовать на экономику предприятий.

Административное право регулирует общественные отношения,

складывающиеся в сфере государственного управления: порядок

создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов

всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру,

порядок функционирования.

Административное право оказывает определенное регулирующее

воздействие и на негосударственные организации. Это могут быть,

например, обязательная государственная регистрация, регламента-

ция отношений этих организаций с субъектами государственной

власти, осуществление государственного контроля и надзора за со-

ответствием их деятельности требованиям закона.

Административное право характеризуется наличием отношения

≪власть —подчинение≫ и регулирует отношения неравноправных

субъектов.

Глава 2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий 3 3

2.2 Ответственность за нарушение законодательства

Существуют уголовная, административная, экономическая и

гражданская формы ответственности предпринимателей в случае

нарушения ими действующего законодательства.

Уголовная ответственность это вид юридической ответствен-

ности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, винов-

ных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным ко-

дексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности

(ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездей-

ствие) и наступившие общественно опасные последствия, в отно-

шении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответ-

ственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достиг-

шее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в си-

лу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии на-

казания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной

ответственности является совершение деяния, содержащего все при-

знаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность —это вид юридической

ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за

совершенное административное правонарушение. Порядок и осно-

вания привлечения к административной ответственности регулиру-

ются Кодексом Российской Федерации об административных пра-

вонарушениях (КоАП) и другими правовыми актами.

Для административной ответственности как разновидности государст-

венного принуждения характерны следующие отличительные признаки1:

•основанием привлечения к административной ответственности

является совершенное административное правонарушение;

•административная ответственность устанавливается не только

для физических, но и для юридических лиц;

•основания административной ответственности (составы ад-

министративных правонарушений) устанавливаются Кодек-

сом Российской Федерации об административных правона-

рушениях (КоАП) и законами субъектов Российской Федера-

ции об административных правонарушениях;

•административная ответственность наступает для физического

или юридического лица всегда после совершения им админи-

стративного правонарушения, когда в полной мере установлена

вина данного лица;

1 Стахов А.И. Административная ответственность. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2 Экономика предприятия

34 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

•полномочиями по привлечению к административной ответ-

ственно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: