Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг 100 круп-
нейших АКТ России в первом полугодии 2002 г. составила, %:
•общий аудит —41,7;
•налоговый и юридический консалтинг —18;
•оценочная деятельность —10,6;
•услуги в области финансового управления —9,3;
•информационные технологии —7,2;
•услуги в области стратегического планирования и организа-
ционного развития —4,5;
•банковский аудит —3,1;
•прочее —5,63.
Интересно проследить, как менялся спрос на управленческий
Консалтинг в России за последние годы. В начале 1990-х годов наи-
Более востребованными были консалтинговые услуги в области
Приватизации, корпоративных финансов и оптимизации налогооб-
Ложения. После августовского (1998 г.) кризиса предприятиям
Больше всего понадобился консалтинг в области маркетинга. В то
Же время вопросы стратегии развития предприятий, оптимизации
Их организационной управленческой структуры, консультирование
По которым следует лишь за полным приведением в порядок фи-
|
|
Нансового управления, возникают лишь у крупных предприятий и
Холдингов. Мелкие и средние предприятия, в силу своих ограни-
Ченных возможностей, обращаются за услугами консультантов го-
Раздо реже. Главным образом они обращаются за консультациями
Аудиторов и по поводу тривиальной налоговой экономии. Вместе с
Тем на рынке консультационных услуг недостаточно востребовано
Предложение в самой привлекательной для консультантов области
стратегического управленческого планирования и развития.
В промышленно развитых странах вложения средств в интел-
Лектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются
Не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или
В передовую технологию. В России в современных условиях подоб-
Ного отношения к консультанту не наблюдается. Более того,
Эксперт. —2002. —№ 31. —С. 67.
Эксперт. - 2004. - № 7. - С. 90.
Эксперт. - 2002. - № 31. - С. 67.
Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
Имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и
Управления используется далеко не полностью. Наблюдается пара-
Доксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяже-
Лом экономическом положении по причинам нередко организаци-
Онно-управленческого характера, неприспособленности к рыноч-
Ным условиям и не использует при этом имеющийся интеллекту-
Альный потенциал.
Те руководители, которые своевременно прибегли к помощи
|
|
Консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект фи-
Нансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровле-
Ния, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финан-