Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
Гиями бизнеса. За это фирма —франчайзи обязуется предоставить
Компании —франчайзеру услуги в области менеджмента и марке-
Тинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту ком-
Панию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь
Деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а
Также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.
Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за
Право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзе-
Ра. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные
Фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную пла-
Ту за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как
правило, устанавливается в пределах 1—% выручки. Франчайзер ус-
Танавливает также размер отчислений от объема текущих продаж
франчайзи, составляющий в среднем 2—%, но бывает и значительно
выше. Например, франчайзи компании ≪Макдоналдс≫ вносят 12%
Выручки. Существуют и другие нормы отчислений. Так, в США вла-
Делец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100
Долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.
В экономической литературе различают два типа договорных от-
Ношений. Первый получил наибольшее применение в сфере торговли.
Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована
На реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксирован-
Ной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работа-
Ет большинство фирм-франчайзи, занимающихся торговлей автомоби-
Лями, автосервисом, а также владельцев бензоколонок.
Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая
Фирма-франчайзи работает не просто под торговой маркой франчай-
Зера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя
Равные с ней требования технологического процесса, качества, обу-
чения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетно-
Сти. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.
Большинство экономистов сходятся на том, что система франчай-
зинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых ≪свя-
занных домов≫ и в американской системе —в знаменитой фирме
≪Зингер≫. Суть британской системы ≪связанных домов≫ заключалась в
Том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии
На нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только
На постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на