Своими товарами, рекламными услугами, отработанными техноло-

Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Гиями бизнеса. За это фирма —франчайзи обязуется предоставить

Компании —франчайзеру услуги в области менеджмента и марке-

Тинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту ком-

Панию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь

Деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а

Также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за

Право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзе-

Ра. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные

Фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную пла-

Ту за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как

правило, устанавливается в пределах 1—% выручки. Франчайзер ус-

Танавливает также размер отчислений от объема текущих продаж

франчайзи, составляющий в среднем 2—%, но бывает и значительно

выше. Например, франчайзи компании ≪Макдоналдс≫ вносят 12%

Выручки. Существуют и другие нормы отчислений. Так, в США вла-

Делец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100

Долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.

В экономической литературе различают два типа договорных от-

Ношений. Первый получил наибольшее применение в сфере торговли.

Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована

На реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксирован-

Ной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работа-

Ет большинство фирм-франчайзи, занимающихся торговлей автомоби-

Лями, автосервисом, а также владельцев бензоколонок.

Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая

Фирма-франчайзи работает не просто под торговой маркой франчай-

Зера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя

Равные с ней требования технологического процесса, качества, обу-

чения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетно-

Сти. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.

Большинство экономистов сходятся на том, что система франчай-

зинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых ≪свя-

занных домов≫ и в американской системе —в знаменитой фирме

≪Зингер≫. Суть британской системы ≪связанных домов≫ заключалась в

Том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии

На нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только

На постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: