Изводительного оборудования для массового и крупносерийного
Производства. Развитие электронной техники и цифрового управле-
Ния вносит коренные изменения в проблему определения опти-
Мальных масштабов производства.
Раздел III. Организация производства на предприятии
Применение оптимальных масштабов производства в качестве
Базы для определения уровня специализации учитывает особенно-
Сти каждого изделия. Для предприятия, выпускающего несколько
Изделий, уровень специализации определяется коэффициентами
Специализации по всем изделиям и удельным весом каждого из них
В объеме продукции. Так же рассчитывается и уровень специализа-
Ции производства по отрасли.
Кроме перечисленных используются и другие показатели, на-
Пример: удельный вес основной (профилирующей) продукции в
Общем выпуске предприятия; удельный вес специализированных
Предприятий в изготовлении определенных изделий и полуфабри-
Катов; удельный вес покупных комплектующих изделий и полуфаб-
Рикатов в общем объеме изготавливаемой продукции на предпри-
Ятии и др.
Для более полной характеристики состояния специализации
Производства могут быть использованы показатели технического и
Организационного уровня производства: удельный вес автоматиче-
ского и специализированного оборудования в общем его парке:
Удельный вес поточно-массового производства в общем объеме из-
Готовления продукции; удельный вес унифицированных деталей,
Узлов и других полуфабрикатов.
Кооперирование производства. Под кооперированием понимают
Производственные связи предприятий по совместному производству
Конечной продукции. Производственное кооперирование —неиз-
Бежное следствие специализации предприятий на изготовлении от-
Дельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудования.
Процессы кооперирования —это поставки комплектующих по-
Луфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного
Производства; связь поставщика с определенными покупателями
Данного вида продукции; работа поставщиков на определенных по-
Требителей, изготавливающих готовую продукцию или же продол-
Жающих формировать полуфабрикат. Поставщик должен выполнять
Определенные требования потребителя.
Различают кооперирование между предприятиями разных стран,
Между предприятиями одной страны и по районам страны.
Кооперирование между предприятиями разных стран получило
Наибольшее развитие во второй половине XX в. Для ведущих про-