Бы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потре-
Бителей в широком смысле слова, только в этом случае они могут
Процветать как производители продукции.
Предприятие на рынке ценных бумаг
В условиях рыночной экономики наряду с традиционными
Формами накопления инвестиций на предприятии вступает в силу и
Фактор фондового рынка, т.е. рынок ценных бумаг. К этому распола-
Гает такая организационно-правовая форма предприятия, как ак-
Ционерное общество, где уставный капитал поделен на части, и
Предприятие получает возможность выпускать ценные бумаги в ви-
Де акций и облигаций.
С точки зрения интересов предприятия выпуск (эмиссия) цен-
Ных бумаг —это важный рычаг аккумуляции капитала. Предпри-
Ятие может выступать как эмитентом, т.е. выпускать акции, обли-
Гации, векселя, так и инвестором —вкладывать свои свободные
Средства в ценные бумаги других предприятий и получать дивиден-
Ды (доходы), обладая ценными бумагами других эмитентов.
Глава 15. Рыночная модель предприятия 271
Вкладывая средства в ценные бумаги других предприятий или
Банков, как коммерческих, так и государственных, предприятие тем
самым формирует портфель инвестиций, который может быть:
•консервативным, когда предприятие заинтересовано в ста-
бильном доходе;
•агрессивным, когда предприятие нацелено на высокий доход
И рост капитала с большим рмском потерять свои капиталы.
Предприятие-инвестор, вкладывая средства в ценные бумаги,
рассчитывает на:
•безопасность вложений;
•доходность вложений;
•рост капитала.
Между этими целями существуют противоречия, поскольку
Безопасность вложений, как правило, несовместима как с доходно-
Стью, так и с ростом капитала. Для достижения компромисса необ-
Ходимо диверсифицировать вложения, т.е. распределить капитал
Между множеством ценных бумаг и компаний.
Инвестиционный портфель предприятия может быть:
•диверсифицированным, когда в каждый вид ценных бумаг вло-
жено 10% общей стоимости всех вложений; эта доля может
снижаться до 5%;
•слабо диверсифицированным, когда доля превышает 10%, и чем
Она выше, тем диверсификация слабее.
Например, предприятие распределило свой инвестиционный
портфель так: 15% —в акции нефтедобывающих предприятий; 20% — в акции нефтеперерабатывающих предприятий; 17% —в акции
Предприятий, занимающихся транспортировкой и реализацией
нефти и нефтепродуктов; 13% —в акции предприятий, производя-
Щих химическую продукцию на основе нефтепродуктов. Все эти
Предприятия связаны в единый технологический цикл. Можно ли