Очевидно, что выбор основного оценочного критерия экономи-
Ческого развития предприятия определяется целью предпринима-
Тельской деятельности и средством для достижения цели.
Как свидетельствует опыт предприятий стран с рыночной эко-
Номикой, максимизация прибыли —важнейшая задача предпри-
Ятия. В том чтобы предприятие стремилось к максимизации при-
Были, заинтересовано и общество в целом. Ведь чем большую при-
Быль получает предприятие, тем выше доход общества в форме на-
лога от прибыли. В этом и заключается весь смысл ≪невидимой ру-
ки≫ Адама Смита: каждый отдельный предприниматель приносит
пользу обществу, даже если он и не ставит перед собой такой цели;
Если же прибыль отсутствует, то это сигнал обществу и предприни-
Мателям, что ресурсы и усилия следует направить в другую область,
На другие виды деятельности.
Получение максимальной прибыли возможно только за счет по-
Стоянного повышения уровня (эффективности) хозяйствования,
Причем различными путями: здесь есть краткосрочные и долго-
Срочные аспекты. Например, предприятие может увеличить свою
Прибыль за короткий промежуток времени, перестав финансировать
Разработки, связанные с улучшением качества продукции, повыше-
нием квалификации работающих и т.д. Но в долгосрочном плане
Это приведет к уменьшению прибыли и, может быть, к банкротству
Из-за потери его позиций на рынке. Для вновь создаваемого пред-
Приятия в решении данной проблемы будут наблюдаться одни под-
Ходы, а для функционирующего —другие.
Для вновь создаваемого предприятия чрезвычайно важно опре-
Делить предполагаемый вид продукции с позиций существующего
На него спроса, характера конкуренции, объема инвестиций и их
Отдачи и т.д.
Для функционирующего предприятия важное значение имеет
Соотношение между затратами на производство продукции и ее це-
Ной, складывающейся на рынке. Предприятие может влиять на ве-
Личину затрат на производство и реализацию. Но здесь есть предел
13*
Раздел V. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
Снижения затрат, определяемый уровнем развития науки и техники
И умением эффективно использовать факторы производства у себя
На предприятии. Что касается цены, то ее уровень определяется
Спросом и предложением. Кроме того, единственный путь, которым
Может воспользоваться предприятие в части повышения цены или
Обеспечения стабильного спроса на продукцию, выпускаемую им,
Является повышение качества продукции или расширение сферы