Чении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки
Системы обеспечения качества у поставщика.
В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации
(ISO) приняла комплекс международных стандартов серии 9000
≪Управление качеством продукции≫: 9000—004. В этих стандартах
Были сформулированы основные принципы систем качества, ко-
Торые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Пре-
Жде всего установлено, что система качества создается и внедряет-
Ся на предприятии как средство, обеспечивающее проведение оп-
Ределенной политики и достижения поставленных целей в области
Глава 25. Качество продукции и техническое регулирование 461
Качества. Поэтому первичным считается формулирование и доку-
Ментальное оформление высшими руководителями предприятия
Политики в области качества. Руководство должно обеспечить по-
Нимание этой политики, ее проведение и внедрение на всех уров-
|
|
Нях предприятия.
Система качества должна охватывать все стадии жизненного
Цикла продукции. Жизненный цикл также называется петлей ка-
Чества. Обычно его разбивают на более мелкие этапы: марке-
Тинг, поиск и изучение рынка, проектирование и (или) разра-
Ботка технических требований, разработка продукции, матери-
Ально-техническое снабжение, подготовка и разработка произ-
Водственных процессов, производство, контроль, проведение ис-
Пытаний и обследований, упаковка и хранение, реализация и
Распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая
Помощь и обслуживание, утилизация после использования.
По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть
Выделены три направления: обеспечение качества, управление каче-
Ством и улучшение качества.
Обеспечение качества продукции представляет собой совокуп-
ность планируемых и систематически проводимых мероприятий,
Создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества
Таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным тре-
Бованиям по качеству. Для технических изделий обеспечение каче-
Ства означает, что обеспечивается проектирование и изготовление
Изделия таким образом, что все его детали и изделие в целом изна-
Чально могут выполнять заданные функции.
Управление качеством продукции представляет собой методы и
Деятельность оперативного характера. К ним относятся управление
Процессами, выявление различного рода несоответствий в продук-
|
|
Ции, производстве или в системе качества и устранение этих несо-