Раздел I

было бы подчинить свободных земледельцев. Заставить крееп.мн отдавать прибавочный продукт силой оружия тоже было неиочмож-но: оружие было пока довольно простым и доступным самим крес­тьянам. Поэтому эксплуатировать чужой труд можно было, толь­ко захватывая пленных и превращая их в рабов.

Но необходимым условием развития рабовладельческого хозяй­ства были постоянные победоносные войны. Чтобы нести такие ной-ны, необходимо было вооружить все население. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. А это, в свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римс­ких императорах не очень ассоциируются с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа.

И еще одно важное обстоятельство: классический рабовладель­ческий строй, такой, как в античных государствах, не мог быть сра­зу у всех народов. В самом деле, побежденные и покоренные Ри­мом народы или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства.

Но во II-III вв. н. э. наступил кризис рабовладельческой систе­мы: рабовладельческие производственные отношения стали тор­мозить развитие производительных сил. Это выражалось в дегра­дации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провин­ции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами пря­мого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добивать­ся повышения производительности его труда методами не принуж­дения, а материальной заинтересованностью.

Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима.

Агроном Катон (II в. до н. э.) рассматривал раба как «говоря­щее орудие» — традиционно для рабовладельческого способа про­изводства. Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход; свести расходы на содержание рабов до минимума (кормить самой деше­вой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отби­рать, чтобы сделать из нее для тех же рабов одеяла) и т.д.

Совсем другие методы предлагал агроном Варрон{\ в. до н. э.). Он говорил, что чтобы привязать раба к имению, надо разрешать ему жениться и иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое имущество, тогда он будет лучше работать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: