Раздел II. Однако нужно уточнить, что такое феодализм и феодальная собственность на землю, потому что европейский классический феодализм существенно отличался от

Однако нужно уточнить, что такое феодализм и феодальная собственность на землю, потому что европейский классический феодализм существенно отличался от российского крепостниче­ства. В основе феодальных отношений лежала феодальная собствен­ность на землю. А феодальная собственность на землюэто право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые жи­вут на ней, причем ренты фиксированной, т.е. определенной законом или обычаем. Феодальные отношения предполагали двух собственни­ков земли: феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьяни­на, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог эту землю не только передать по наследству, но и продать, только к покупателю переходила и обязан­ность платить ренту. Это, впрочем, не относилось к людям, которые находились в личной зависимости от феодала. Дело в том, что в фео­дальном обществе сохранялся рабовладельческий уклад. Этих за­висимых людей так и называли рабами (сервами).

Хозяйство феода было натуральным: здесь не производилась про­дукция для продажи за пределы феода, а все, что потреблялось, про­изводилось внутри феода. Феод экономически не нуждался в осталь­ном мире. Поэтому внутри феода дополнительно к сельскому хо­зяйству работали и ремесленники: кузнецы, плотники, ткачи. Но ремесло не было отделено от земледелия: ремесленники из крес­тьян выполняли заказы своих соседей и самого феодала, но не го­товили изделий для продажи за пределы феода. И потому быт кре­стьян и феодалов пока различался немногим: феодалы ели ту же пищу, что и крестьяне, носили такую же одежду домашнего изго­товления.

Торговля, как было уже было сказано, существовала в зачаточ­ной форме. Первоначально наиболее безопасным местом для тор­говли была церковь. Дело в том, что в помещении церкви был «бо­жий мир»: здесь нельзя было грабить и убивать, это считалось тяг­чайшим грехом. Чтобы понять это обстоятельство, надо предста­вить условия того времени, когда человек, который оказывался сам по себе, без чьей-либо защиты, тем самым был вне закона. Его мож­но было безнаказанно ограбить и даже убить. Особенно соблазни­тельной и беззащитной добычей был купец, который приезжал с товарами из далеких мест. Но в церкви он был под защитой.

Потом торговля была перенесена на площадь перед церковью, потому что сфера «божьего мира» теперь охватила и эту площадь. Но торговали только в определенное время. На это время над пло­щадью поднимался флаг и площадь становилась частью церкви. Так рождались первые ярмарки.

Подводя итоги пяти столетиям, которые прошли после гибели Рима, мы прежде всего замечаем регресс в экономике и культуре:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: