Первый is мире пароход бьм построен и Лш ши mi \ тин <>м Саиминпоном и 80-е п XVI 11м Однако пласт i.iiipuiiiinniiu пользовать, заявив что волна от парохода разрушаем Скриа Hio рично пароход был изобретен Фултоном в Америке в KS07 i II ю и ко после лого в Англии стали строить пароходы
В 1825 i, была пущена в ход первая железная юром /ki к i ныедороги не сразу завоевали признание Снача ia ре п>сы ю ы ш из чугуна и они ломались под тяжелыми паровозами С мисс то вало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рель сам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья Владе 1ьцы ди лижансов, которые боялись конкуренции железных доро!, вели против них агитацию
Английская промышленность развивалась быстрыми темпами Причина этого ускорения заключалась не только в том, что машины позволяли производить больше продукции Увеличение количества продукции без увеличения рынка сбыта привело бы только к кризису перепроизводства Пришлось бы останавливать заводы и уничтожать лишнюю продукцию Действительная причина ускорения роста производства заключалась в том, что благодая машинам, стоимость продукции понизилась, вследствии чего расширился рынок сбыта. Себестоимость хлопчатобумажной пряжи в ходе переворота упала в 12 раз1 Хлопчатобумажные ткани стали настолько дешевле, что даже беднейшие слои населения, наиболее многочисленные, могли их покупать Таким образом, промышленный переворот, снизивший цены на товары широкою потребления, был выгоден трудящимся
|
|
Но jto лишь одно социальное последствие переворота В то же время переворот в текстильной промышленности разорил ткачей-ремесленников в Англии Это был мучительный процесс Первое время рабочие мануфактур пытались конкурировать с машиной Они были вынуждены соглашаться на удлинение рабочего дня и снижение зарплаты Но со временем машина настолько удешевляла производство, что дальнейшее сопротивление становилось невозможным
Английские фабрики обрекли на гибель также миллионы индийских ткачей, потому что английские ткани быстро завоевали и индийский рынок Если разоренный английский ткач мог стать фабричным рабочим, то в Индии фабрик не строили
Машинное производство уже не требовало мастерства от рабочего Работа приобретала характер простейших движении С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту гораздо дешевле Поэтому теперь в промышленности стал широко применяться женский и де1скии труд Поскольку родители сначала не хотели отдавать детей на фабрику
Развитие мирового капиталистического хозяйства
11 < -1 > 111 к- партии лете и постхпати из приютов и сиротских юмов l.u.i им иприт ели оптом по несколько сотен сдавали детеи на фабрику 1.1 крупные суммы денег
|
|
Переход к машинам не привел к безработице тк растущей промышленности требовалось все больше рабочей силы Но кокк \ренция дешевого женского и детского труда, а также то об-с monmi'iiitimeo, что работа при машине не требовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы В начале XIX в \\л спои дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг хлеба На такие деньги нельзя было прокормить семью Поэтому значительная часть рабочих оказалась на содержании церковных приходов
В Англии того времени был обычаи содержать бедняков за счет приходов Если рабочий не мог своим трудом прокормить семью то недостающие деньги он получал от прихода Поскольку в годы промышленного переворота число бедняков стало катастрофически увеличиваться был введен специальный налог на бедных величина которого скоро достигла 8 млн ф ст Чтобы сократить выдачу пособий по бедности, были организованы «работные дома», где бедняков намеренно содержали в тяжелых условиях и заставляли выполнять нелепую и ненужную работу — бить камни или расплетать канаты И бедняки уже боялись попасть в «работный дом»