Формирование современного хозяйства капиталистических стран в 1914-1990 гг

ролирующая торговые компании, машиностроительные и строи­тельные концерны.

Нетрудно заметить, что головное положение в финансовых груп­пах ФРГ занимают, наряду с банками, и промышленные корпорации.

Более того, еще недавно некоторые промышленные корпорации («Тиссен», «Флик», химические компании — наследницы «Фар-бениндустри») составляли самостоятельные группы, без банков. Это было следствием относительного ослабления власти банков над промышленностью после мировых войн. После войны «боль­шую тройку» германских банков пришлось даже спасать от банк­ротства, потому что их капитал к этому времени в основном со­ставляли долговые обязательства фашистского государства, кото­рые, конечно, теперь ничего не стоили

Другая особенность корпораций и финансовых групп ФРГ — далеко зашедший процесс диверсификации Отрасли разрезаны меж­ду разными группами и в составе разных групп — одни и те же от­расли. Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два об­стоятельства: старая традиция образования многоотраслевых моно­полий с расчетом на «самообслуживание» («Крупп», «Стальной трест»), «разукрупнение» монополий после войны разукрупненные компании сращивались уже с учетом процесса диверсификации

Государственный сектор ФРГ сравнительно невелик — меньше 20% акционерного капитала страны В послевоенные годы здесь не проводилась национализация. В руки боннского правительства перешла собственность фашистского государства и военных пре­ступников, а в дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства. Впро­чем, государственные компании дают 95% электроэнергии ФРГ, 75% каменного угля, 80% железной руды, 50% алюминия, 40% ав­томобилей. В руках государства находится почти вся инфраструк­тура. В кредитной системе страны также господствует государ­ственный сектор. Через государственный бюджет проходит около 40% валового национального продукта и именно бюджет является главным государственным регулятором экономического развития.

В ФРГ, как и во Франции, практикуется индикативное плани­рование. Государственные программы воздействия на экономику разделяются на краткосрочные (антициклические) и долгосрочные (структурные), связанные с прогнозированием и программирова­нием. Антициклические меры заключаются в том, чти в периоды спадов государство увеличивает инвестиции, в основном, в отрас­ли инфраструктуры, и усиленно субсидирует промышленников, а в годы подъема государственные инвестиции и субсидии умень­шаются Долгосрочное планирование ориентировано на поддер­жание оптимальной структуры прои зводства Государство стиму-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: