Экономика Союза Советских Социалистических Республик. рузила железные дороги, а это на время прервало экономические связи между разными районами страны

рузила железные дороги, а это на время прервало экономические связи между разными районами страны.

Но что значит — эвакуировать предприятие? Можно перевез­ти станки и рабочих, но для станков на новом месте нужно поме­щение, для рабочих — жилье. Для размещения эвакуированных предприятий уплотнялись цеха местных заводов, использовались помещения складов, школ, театров. Но все это были полумеры. приходилось строить новые цеха. Иногда станки ставились под от­крытым небом и рабочие начинали выпускать продукцию, а вок­руг уже работающих станков возводились стены.

Для размещения рабочих «уплотнялись» квартиры местных жителей, использовались клубы, кинотеатры и прочие помещения. Строились бараки. Приехавшие в Сибирь и на Урал южане в род­ных местах не носили валенок, их одежда не приспособлена к мо­розам. Нужно было этих людей одеть, накормить, обогреть.

Следует отметить и положительные стороны эвакуации. Пред­приятия перебазировались в основном на Урал и в Западную Си­бирь. Урал стал центром военной промышленности. Существен­но было то, что эти районы были недосягаемы для противника. Кроме того, здесь были металлургические заводы, сырье, топли­во. Здесь были незаконченные стройки, которые теперь спешно завершались, но уже по другому профилю.

Восстановление предприятий на новых местах иногда проис­ходило с необыкновенной быстротой — за два-три месяца. Быва­ло так, что последние эшелоны предприятия еще были в пути, а доставленные ранее цеха уже начинали работу.

Второй хозяйственной задачей первого года войны стала мо­билизация промышленности, перевод ее на военные рельсы. Это вы­ражалось в сокращении мирного и расширении военного произ­водства. Тракторные заводы стали выпускать танки (впрочем, их мощности были частично переведены на выпуск танков еще до войны), металлургия перешла на производство тех марок металла, которые требовались для производства вооружения; текстильные и обувные предприятия стали готовить обмундирование для сол­дат, пищевые наладили выпуск концентратов.

Был использован опыт первой мировой войны по кооперированию предприятий для выполнения военных заказов. К каждому военно му заводу прикреплялись невоенные заводы-поставщики для вы­полнения доступных им работ. Например, для одного из авиаци­онных заводов 60% всех работ выполняли такие заводы-постав­щики. Он получал от них моторы, винты, шасси, радио- и элект­роаппаратуру, бензобаки и т.д.

Эвакуация и мобилизация промышленности — эти дна глав­ных процесса с начала войны до середины 1942 г. — означали об-


Раздел VII

шее сокрушение производства При персе фопм щшншпи про lUHoii-iBo предприятие сначала прекращу шиши щп л ш и про 1укиип Г1ерестраинается и лишь потом нлчпнн! щишнщ по ную Поэтому с начала войны до 1942 г про\п пи к ниш upon ниш ст1Ю резко сократилось В 1942 г германская ihai i i i npoMi iiiijicii ность была в 3-4 раза сильнее советской

В 1942 г чугуна в СССР было выплаалено и ipa ы меньше чем» 1940г стали —в 2,2 раза меньше ВСССРвытекалосмпрашень-ше металлорежущих станков, чем в Германии юбпвл ккь и 4 раза меньше угля, производилось в 2,5 раза меньше j ieuptuiiepinn Но уже в том же 1942 г в СССР было выпущено 2^ i ыс инков, Ю1да как в Германии — только 9 тыс, самолетов сове гские заводы выпу­стили 25 тыс, а германские — 15 тыс, в Германии бы ю изготовле­но 19 тыс артиллерийских орудий, в СССР — 29 тыс

Крайне тяжелое положение с начала воины сложилось на транспорте Железные дороги были забиты военными эшелона­ми Достаточно сказать, что для проведения Сталинградской опе­рации ежедневно разгружаются 40 поездов, а во время летнего на­ступления 1944 г для войск одного только 3-го Белорусского фрон­та — 25 поездов в сутки На это накладывалась эвакуация промыш­ленности когда на востокдвигались одновременно десятки и сот­ни предприятии, каждое из которых занима ю мною эшелонов Кроме того в связи с перебазированием пре шриягии на восток намного увеличилась длина перевозок Про ivmuho приходилось везти к фронту через всю страну В 1942 г перевозка грузов желез­ной дорогой сократилась вдвое, по сравнению с довоенной Это включая военные и эвакуационные перевозки Во столько же раз сократилась перевозка невоенных грузов' Лишь после 1942 г железнодорожные перевозки стали увеличиваться' и к концу воины железные дороги перевозили грузов \же на 40% боль­ше чем в 1942 г По сравнению с довоенным периодом все же пропускная способность железных дорог к конц\ воины состав­ляла лишь 76%

§2. Развитие военного производства

Со второй половины 1942 г промышленное производство стало уве­личиваться К 1945 г ведущие отрасли тяже юн промышленности увечичи in производство, по сравнению с 1942 i (понес 1940 г '), в 1 5 2 ра *а

Конечно в основном росла военная промыш 1ениосгь Уже от­мечено чго мжев1942г по производству ынков самолетом, ар-1ил юрииеких орудии СССРобогнал Германию За i оды воины вы-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: