рузила железные дороги, а это на время прервало экономические связи между разными районами страны.
Но что значит — эвакуировать предприятие? Можно перевезти станки и рабочих, но для станков на новом месте нужно помещение, для рабочих — жилье. Для размещения эвакуированных предприятий уплотнялись цеха местных заводов, использовались помещения складов, школ, театров. Но все это были полумеры. приходилось строить новые цеха. Иногда станки ставились под открытым небом и рабочие начинали выпускать продукцию, а вокруг уже работающих станков возводились стены.
Для размещения рабочих «уплотнялись» квартиры местных жителей, использовались клубы, кинотеатры и прочие помещения. Строились бараки. Приехавшие в Сибирь и на Урал южане в родных местах не носили валенок, их одежда не приспособлена к морозам. Нужно было этих людей одеть, накормить, обогреть.
Следует отметить и положительные стороны эвакуации. Предприятия перебазировались в основном на Урал и в Западную Сибирь. Урал стал центром военной промышленности. Существенно было то, что эти районы были недосягаемы для противника. Кроме того, здесь были металлургические заводы, сырье, топливо. Здесь были незаконченные стройки, которые теперь спешно завершались, но уже по другому профилю.
|
|
Восстановление предприятий на новых местах иногда происходило с необыкновенной быстротой — за два-три месяца. Бывало так, что последние эшелоны предприятия еще были в пути, а доставленные ранее цеха уже начинали работу.
Второй хозяйственной задачей первого года войны стала мобилизация промышленности, перевод ее на военные рельсы. Это выражалось в сокращении мирного и расширении военного производства. Тракторные заводы стали выпускать танки (впрочем, их мощности были частично переведены на выпуск танков еще до войны), металлургия перешла на производство тех марок металла, которые требовались для производства вооружения; текстильные и обувные предприятия стали готовить обмундирование для солдат, пищевые наладили выпуск концентратов.
Был использован опыт первой мировой войны по кооперированию предприятий для выполнения военных заказов. К каждому военно му заводу прикреплялись невоенные заводы-поставщики для выполнения доступных им работ. Например, для одного из авиационных заводов 60% всех работ выполняли такие заводы-поставщики. Он получал от них моторы, винты, шасси, радио- и электроаппаратуру, бензобаки и т.д.
Эвакуация и мобилизация промышленности — эти дна главных процесса с начала войны до середины 1942 г. — означали об-
Раздел VII
шее сокрушение производства При персе фопм щшншпи про lUHoii-iBo предприятие сначала прекращу шиши щп л ш и про 1укиип Г1ерестраинается и лишь потом нлчпнн! щишнщ по ную Поэтому с начала войны до 1942 г про\п пи к ниш upon ниш ст1Ю резко сократилось В 1942 г германская ihai i i i npoMi iiiijicii ность была в 3-4 раза сильнее советской
|
|
В 1942 г чугуна в СССР было выплаалено и ipa ы меньше чем» 1940г стали —в 2,2 раза меньше ВСССРвытекалосмпрашень-ше металлорежущих станков, чем в Германии юбпвл ккь и 4 раза меньше угля, производилось в 2,5 раза меньше j ieuptuiiepinn Но уже в том же 1942 г в СССР было выпущено 2^ i ыс инков, Ю1да как в Германии — только 9 тыс, самолетов сове гские заводы выпустили 25 тыс, а германские — 15 тыс, в Германии бы ю изготовлено 19 тыс артиллерийских орудий, в СССР — 29 тыс
Крайне тяжелое положение с начала воины сложилось на транспорте Железные дороги были забиты военными эшелонами Достаточно сказать, что для проведения Сталинградской операции ежедневно разгружаются 40 поездов, а во время летнего наступления 1944 г для войск одного только 3-го Белорусского фронта — 25 поездов в сутки На это накладывалась эвакуация промышленности когда на востокдвигались одновременно десятки и сотни предприятии, каждое из которых занима ю мною эшелонов Кроме того в связи с перебазированием пре шриягии на восток намного увеличилась длина перевозок Про ivmuho приходилось везти к фронту через всю страну В 1942 г перевозка грузов железной дорогой сократилась вдвое, по сравнению с довоенной Это включая военные и эвакуационные перевозки Во столько же раз сократилась перевозка невоенных грузов' Лишь после 1942 г железнодорожные перевозки стали увеличиваться' и к концу воины железные дороги перевозили грузов \же на 40% больше чем в 1942 г По сравнению с довоенным периодом все же пропускная способность железных дорог к конц\ воины составляла лишь 76%
§2. Развитие военного производства
Со второй половины 1942 г промышленное производство стало увеличиваться К 1945 г ведущие отрасли тяже юн промышленности увечичи in производство, по сравнению с 1942 i (понес 1940 г '), в 1 5 2 ра *а
Конечно в основном росла военная промыш 1ениосгь Уже отмечено чго мжев1942г по производству ынков самолетом, ар-1ил юрииеких орудии СССРобогнал Германию За i оды воины вы-