Централиюванно распределялись и промышленные товары народного потребления. Но их поступило теперьдля продажи населению настолько мало, что нормы и нормированное снабжение были невозможны. Поскольку легкая промышленность тоже обслуживала преимущественно военные нужды, для продажи на-селению оставалось только 9% производимых в стране хлопчато-бумажных тканей и только 28% кожаной обуви. Промтовары продавались населению нерегулярно, часто используясьдля материального поощрения.
Продовольствие и промтовары в магазинах продавались по твердым государственным ценам, но на свободном рынке («колхозном», как его принято было называть, хотя продукция колхозов сюда обычно не поступала) цены повысились в 13 раз, потом} что спрос превышал предложение.
Другой причиной повышения цен были бумажно-денежная эмиссия. Для покрытия военных расходов государство увеличило выпуск бумажных денег. Их количество в обращении к.концу войны выросло приблизительно в 4 раза. Но если цены в магазинах оставались на довоенном уровне, а товаров по этим ценам продавалось намного меньше, чем до войны, значит, оборот денег в несколько раз уменьшился, и обратно государству возвращалась лишь незначительная часть денег, выданных в виде зарплаты. Основная часть их оставалась неиспользованной. Это, естественно, тоже вызывало рост цен. ■ Надо было каким-то образом вернуть государству часть этих денег. уменьшить денежную массу в обращении.
|
|
Для этого в 1944 г. в городах были открыты «коммерческие» магазины, через которые государство продавало дополнительно к нормированным пайкам продукты и промтовары по повышенным ценам, близким к рыночным. Эта «коммерческая» торговля выполняла две функции. С одной стороны, она задержи вата рост цен на вольном рынке, увеличивая товарную массу в обращении, а с другой — возвращала государству часть денег.
Для уменьшения денежной массы в обращении и увеличения государственных доходов были увеличены налоги с населения. Например, был введен налог на холостяков. Большой доход государству давал и также займы, облигации которых распределял исьв принудительном порядке. Достаточно сказать, что если перед войной налоги с населения давали государству 9 млрд. руб. в год. а займы 1 i млрд. руб. (итого 20 млрд.) л о в 1945 г. налоги с населения дали 40 млрд. руб., а займы 30 млрд. руб., в сумме — 70 млрд. руб.
Наконец, такой приток денег, на который и не рассчитыва ли финансовые руководители, обеспечил фонд обороны. Этот фони состоя.'! из добровольных взносов граждан. Началось с того, ч го некоторые колхозники стали вносить суммы, достаточные для
II* 307