Огромные расходы требовались и для содержания гос viki/н пчи-шш сли Высокий уровень зарплаты государегвенныч uiv жаших здесь был унаследован от колониальных времен, коим высокой платой европейцам компенсировались неудобспм, сия занные с климатом и отсутствием привычных аксессуаром цивилизации.
Этому способствовало и то обстоятельство, что этногене* н Африке еще не завершен. Нации еще не сложились. В большинстве своем африканцы не воспринимают принадлежности к нации, заключенной в рамки государства. «Своим» является племя, а государство рассматривается как аппарат для сбора налогов и распределения благ. Поэтому в сознании африканцев государственная служба должна обеспечивать повышенный доход, а человек, занявший государственный пост, должен оказывать покровительство своим соплеменникам.
В индустриальных странах зарплата государственного служащего в среднем в 1,7 раза превышает ВВП на душу населения, а в Африке в 6 раз. В маленькой Гвинее на содержание 75 тыс. государственных служащих тратится больше половины бюджетных расходов, в ЮАР — 63% расходной части бюджета.
|
|
В определенной степени преимущества государственных служащих распространяются и на весь государственный сектор. Средняя зарплата на государственных предприятиях здесь в 5-6 раз превышает доход надушу населения, тогда как в развивающихся странах Азии — только в 1,5-2 раза.
Итак, первые 10-15 лет экономическое развитие почти всех африканских государств шло по сценарию административно-силового регулирования, развития импортозаменяющей промышленности, ограничения иностранного капитала. В этом проявилась гипертрофированная идея национальной независимости. Однако в 70-х гг. этот курс привел к инфляции, свертыванию инвестиций и резкому возрастанию потребности к иностранной помощи. Стало очевидно, что сценарий «опоры на собственные силы» завел в тупик.
В начале 80-х годов МВФ и МБРР, представляя интересы государств-доноров, предложили африканским государствам провести реформы, круто изменив курс экономической политики. Предлагалось принять за основу рыночную модель развития, начать поиски возможностей участия в международном разделении труда и сотрудничества с иностранным капиталом. Для этого следовало ослабить государственный контроль над хозяйством, провести частичную приватизацию государственного сектора, создать условия для частного предпринимательства. Было рекомендовано ускорить рашигис производства на экспорт при сдерживании импортозамещающих отраслей, В состав предлагаемых мер включалось так-
____ Осо6«нности экономического развития стран «треьего мира» (на примере Африки)
|
|
*г i окр.ицсние государственных расходов (в том числе расходов п.11 одсржлние государственных служащих), девальвация нацио-н.пп.ных нал ют, либерализация внешней торговли.
1>ол1.|иинстно африканских государств приняло предлагаемый курс реформ. Этот курс, в сущности, был навязан им: новые займы 1спсрьмо1ли получать л ишь те государства, которые обязались переключиться на рыночную модель развития.
Прсшдент Замбии К. Каунда заявлял: «Мы согласились на осуществление предложении МВФ во многом вопреки нашим убеждениям». Руководители Заира и Мозамбика также рассматривали выполнение инструкции МВФ как вынужденную меру, необходимую для получения помощи.
Принимая предложенные извне программы реконструкции, африканские правительства возлагали ответственность за их успех на внешние силы, на международные организации. Принятие программ в той или иной степени означало потерю уверенности в собственных силах.
МВФ и МБРР исходили в своих предложениях из опыта развивающихся стран Азии, где аналогичные реформы привели к хорошим результатам. Но эти рецепты не вполне соответствовали африканским условиям.
Правда, некоторые положительные результаты все же были. Если в первой половине 80-х гг. региональный ВВП ежегодно сокращался на 1,2%, то в 1986-1988 гг. он возрастал на 2,1% в год, а в 1994 г. впервые был отмечен небольшой прирост ВВП на душу населения.
При этом за 1987-1992 гг. среднегодовые темпы экономического роста в целом по региону составили 2,1%, а по странам, включившимся в реформы — 4,6%. С другой стороны, темпы инфляции в этих странах оказались выше, чем в остальных. Но в целом результаты реформ оказались значительно слабее, чем предполагалось. Африка оставалась «зоной экономического бедствия». Почему?
Прежде всего потому, что специалисты международных финансовых институтов не учли преобладания в Африке натурального хозяйства, на которое не действуют кредитно-денежные рычаги. Капиталистические отношения еще не развиты, слой капиталистических предпринимателей крайне мал, поэтому с ослаблением роли государства контроль переходит не к национальному частному сектору, а к международным организациям и иностранным донорам.
Очень медленно идет приватизация. Ее проведению препятствует сопротивление армии государственных служащих, которые при этом теряют свои доходы и положение, слабость частного сектора, нехватка капиталов.