1. Вступительное слово учителя о балете
Учитель на доске вывешивает плакат с определением балета.
Балет - (по-французски - танцую) вид музыкально - сценического искусства, в котором главным средством выразительности является классический танец.
Хореография - (по-гречески пляска + пишу) - это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидности. Хореография бывает народная и профессиональная. Народная хореография представлена народными танцами, фольклорными обрядами в творчестве самых разных народов. В профессиональную хореографию входят бальный танец, эстрадный танец, балет (классический и современный), народно - сценический танец.
В своем развитии балет прошел долгий путь. Самым первым балетным спектаклем, включившим музыку, слово и танец, считается «Комедийный балет королевы». Он был поставлен при дворе французской королевы Марии Медичи итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581 году. Его танцевали в длинных, тяжелых платьях, на каблуках.
|
|
Постепенно слагался язык классического танца - определенные позы, движения, жесты. Костюмы тоже менялись.
Чтобы не сковывать движение танцовщиков, из одежды убирались все лишние детали многослойность, юбки укорачивались. С середины XIX века стали танцевать в особых балетных тапочках - пуантах (по-французски - острие, кончики). У них очень твердый, залитый клеем носок, поэтому балерины могут стоять на носках.
Основой балета является либретто. Это композиционный план с перечнем всех номеров и подробным описанием характера музыки, его темп, даже размер и количество тактов, обычно либретто пишут сами балетмейстеры.
Балетмейстер - (по-немецки - мастер танца) - это постановщик балетного спектакля, то есть человек, придумывающий хореографию, все движения и жесты.
2. Становление башкирского балетного искусства.
Рассказ учителя первом балетном спектакле.
Отрывок, который мы с вами прослушали - «Журавлиная песнь» стал первым национальным башкирским балетом. С самого начала он превратился в эмблему башкирской хореографии, а образ священного журавля, так же как и образ лебедя в русском балете, стал символом башкирского балета.
Балет в Башкирии создавался в трудные военные годы. Именно тогда первые классические балеты появились во многих республиках Средней Азии, Кавказа. По всей стране деятели искусства, несмотря на тяготы военного быта, жили единой дружной семьей. И трудились во имя национального искусства. «Журавлиная песнь» также создавалась в творческом содружестве башкирских и русских мастеров.
Сюжет балета был выбран Ф. Г'аскаровым, он же написал либретто. Музыка была написана перед самой войной Львом Степановым и Загаром Исмагиловым в процессе подготовки к декаде башкирского балета. Она должна была состояться в Москве в 1941 году. Постановку балета осуществила Ленинградский балетмейстер Нина Анисимова.
|
|
Первый акт балета был показан на торжественном концерте в честь 25-летию Башкирской автономии 20 марта 1944 года. Премьера всего балета состоялась 30 апреля того же года. Главные партии танцевали 3. Настретдинова (Зайтунгуль), X. Сафиуллин (Юмагул), X. Мустаев Арсланбай), и Н. Юлтыева (вожак журавлей).
Главной идеей балета становится борьба юных Зайтунгуль и Юмагул за свое счастье. Извечная борьба добра и зла приобретает здесь глубокий социальный смысл: ведь Арсланбай хочет убить журавлей - вестников свободы. Поэтому борьба Зайтунгуль и Юмангула за свое личное счастье переплетается с борьбой за нетленную красоту природы, всего доброго и вечного.
3. Основоположники башкирского балета.
Башкирское хореографическое искусство славится не только национальными спектаклями, композиторами, постановщиками, но и прекрасными исполнителями - артистами балета, мастерство которых известно не только в нашей республике, но и далеко за рубежом.
Начиная с 1941 года, когда в Уфу вернулся первый выпуск башкирской национальной студии при Ленинградском хореографическом училище, труппа башкирского театра оперы и балета постоянно пополнялась талантливыми выпускниками этого замечательного учебного заведения.
а) Рассказ учителя о Зайтуне Насретдиновой и Хапяфе Сафиуллиной.
Зайтуна Настретдинова и Халяф Сафиуллин стали первой классической парой в башкирском балете. Творческое становление молодых артистов балета пришлось на трудные военные годы. Несмотря на то, что театр не отапливался, и в одном здании работало несколько творческих коллективов, это были годы рождения башкирского балета, а Настретдинова стала первой балериной - солисткой.
Крупной работой начинающей балерины стала заглавная роль Зайтунгуль в первом национальном башкирском балете «Журавлиная песнь» Халяф Сафиуллин создал в этом балете образ отважного Юмангула. Эта роль стала в его репертуаре коронной.
В 50-е годы творчество Насретдиновой и Сафиуллнна достигает подлинного расцвета. Они всегда выступают в балетах «Конек- Горбунок», Пуныг (Царь Девица и Иванушка), «Горная быль» А. Ключа- рева (Зарифа и Тимергул) и т. д. Каждую роль они совершенствуют технически, для каждой ищут особые краски. Их гармонический дуэт отличался большой художественной выразительностью и красотой. А участие в декаде башкирского искусства в Москве в балетах «Лауренсия» и Журавлиная песнь», принесло им полной профессиональное признание. После Декады балерины третьей в стране после Галины Улановой и Ольги Лепешинской было присвоено почетное звание народной артистки СССР, а Сафиуллину - Народного артиста РСФСР.
В конце 50-х годов они первыми из артистов башкирского балета начали выступать за рубежом. Они перетанцевали почти весь классический репертуар. В 1959 году они снялись в фильме - балете «Журавлиная песнь».
Халяфа Сафиуллина увлекала и балетмейстерская деятельность. В 1960 году он организован балетную студию, и взялся за воспитание балетной молодежи.
Жизнь Зайтуны Насретдиновой и Халяфа Сафиуллина - яркий пример служения искусству.
б) Краткие сообщения учеников
Народная артистка РФ Гузель Сулейманова (1927-1969) оставила яркий след в башкирском балетном искусстве.
Она родилась в семье уфимского рабочего и поехала учиться в Ленинград в 1936 г. Первой большой ролью её стала гордая полячка Мария из балета «Бахчисарайский фонтан».
В 1947 г. Г. Сулейманова закончила Ленинградское хореографическое училище по классу известного педагога М.Ф. Романовой. Дипломированной артисткой балета она дебютировала в балете «лебединое озеро», уверенно заняв место второй солистки в труппе, а затем было введена во все спектакли текущего репертуара - «Журашшная песнь», «Копе- лию», «Зюгру», «Красный цветок», «Лауренсию», «Эсмеральду» и др.
|
|
Разносторонняя одаренность помогала ей исполнять роли как классического, так и современного репертуара.
Особое место заняли в репертуаре балерины национальные образы в башкирских балетах: мужественная Гульназира в балете. Сабитова, Алина в «Горном орле» X. Ахметова.
Постоянным партнером Гузель Сулеймановой был заслуженный артист РСФСР Фаузи Сатаров (1923 - 1996) - великолепный танцовщик лирико-драматического плана. Он был одним из родоначальником балета в республике.
В 1941 году закончил училище в классе А. И. Пушкина. Ушел Добровольцем на фронт и по окончанию Камышенского военно- пехотного училища стал командовать взводом. В 1943 году в период подготовки к 25-летию Башкирской Автономной республики его отозвали в театр.
В победном 1945 году Сатаров вышел на сцену в классической роли Вацлава в «Бахчисарайском фронте» и через некоторое время - в роли Арсланбая в «Журавлиная песнь» и сразу завоевал симпатии зрителей.
Большой сценической удачной были образы, созданные им ив национальных балетах. Он был единственным исполнителем партии Салавата Юлаева в балете «Горный орел».
Таким же активным, сильным, характером был наделен в балете «Черноликие» юноша Закир, протестующий против существующих мусульманских обычаев.
В репертуаре Г. Сулеймановой и Ф. Сатаровой были концертные номера: «Вальс» на музыку И. Дунаевскеого, «Элигия» Р. Рахманинова, а так же балетные фрагменты из различных опер.
В конце 50-х годов Г. Сулейманова и Ф. Сатаров много выступали за рубежом. Они побывали почти в двадцати странах мира с неизменным адажио из «Журавлиной песни» и другими балетными номерами. Их танцевальный дуэт останется одним из самых прекрасных в истории башкирского балета.
|
|
Тамара Худайбердина с детства бойкая, танцевала на всех концертах. В балетное училище она пришла с подругой Нинель Юлтыевой. Во время войны она выступала перед ранеными бойцами Красной Армии. После войны она станцевала премьеры «Бахчисарайского фонтана» (роль Заремы) и «Зюгры».
Обладая огненным темпераментом и выразительной мимикой, балерина наделяла создаваемые образы активностью, решительностью.
Большую известность получила Т. Худайбердина и как концертная исполнительница. В её репертуаре были «Чардаш» Монти, «Полька» Штрауса... Она хорошо чувствовала танцевальную пластику других народов и это позволяло ей исполнять китайский, корейский, индийский, русский танцы.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте (1953 г.) сделали её лауреатом и принесли почетное звание «Заслуженный артист БАССР». После Декады Башкирского искусства в Москве присвоили звание «Заслуженной артистки РСФСР», она много выступала за рубежом.
В 1964 г. балерина оставила сцену и занялась педагогической работой. В истории башкирского балета она останется как яркая характерная танцовщица.
в) Продолжатели традиций башкирского балета.
Основные моменты творческой жизни заслуженной артистки РФ Майи Тагировой.
Заслуженная артистка РФ Майя Тагирова (1931-2003) стала балериной, которая своим творчеством обеспечила преемственную связь между первым поколением артистов башкирского балета и следующим, более молодым поколением.
Она воспиталась в детском доме, поскольку ее родители были репрессированы. Майя записалась в балетный кружок Уфимского Дома пионеров. Учебу в Ленинградском хореографическом училище балерина считала самым и счастливыми годами в своей жизни. С 1949 года она - солистка башкирского балета.
Первыми большими ролями ее стали Мария в «Бахчисарайском фонтане», и Хасинта - подруга главной героины в балете «Лауренсия».
Постоянными партиями Тагировой стал Ильдус Хабиров - ведущий танцовщик театра. В 1957 году на Всесоюзном конкурсе артистов балета они стали лауреатами, обладателями серебряной и бронзовой медалей. А в Н)63 году на I Всероссийском конкурсе артистов эстрады получили Почетные дипломы.
Своим творчеством Майя Тагирова развивала принципы и традиции русской хореографической школы.
В апреле 1972 года М. А. Тагирова оставила сцену, но до последних дней жизни была связана с классическим балетом.
Славным сыном Башкортостана, блестящим представителем ленинградской школы балета является Рудольф Нуриев (1938-4993).
Рудольф Нуриев начал заниматься в балетном кружке Дома учителя, затем посещал балетную студию дворца пионеров, и руководитель студии Е. К. Войтович приводит его в Башкирский оперный театр. Здесь он становится артистом кордебалета. В 1953 году состоялся его дебют на профессиональной сцене.
Только в 17 лет Рудольф Нуриев смог поехать учится в Ленинградское хореографическое училище. С 1958 года Рудольф Нуриев - солист Кировского театра. С самого начала он исполняет ведущие партии в классических балетах «Лауренсия», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» и др.
Его танец отличается Выразительностью, чистотой движения, темпераментом.
В июне 1961 года, когда театр гастролировал в Париже, Р. Нуриев решил остаться за границей. Он гастролировал по Европе. В 1962году состоялся его дебют в Америке. Он становится солистом Королевского балета Великобритании.
В 1983 году Рудольф Нуриев переезжает в Париж. Его назначают директором балетной труппы театра «Гранд опера». Рудольф Нуриев прославился и как хореограф. Он поставил 13 балетов. Министерство культуры Франции за заслуги перед Отечеством был награжден орденом командора изящных искусств и словесности.
Просмотр отрывка из балета и наборов открыток. «Звезды Башкирского балета».
г) Современное состояние башкирского балета.
В 1993 году состоялся первый выпуск Уфимского хореографического училища. Сегодня выпускники училища работают в различных труппах нашей страны и за рубежом. На Уфимской балетной сцене замечательные традиции башкирского балета продолжают ныне следующее поколение танцовщиков. Это Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, Римма Заккирова, Руслан Мухалитов, Ринат Абушах- манов и др. национальные постановки так же определили новый творческий подъем в деятельности театра. Это балеты «Легенда о курае» Р. Хасанова, «Маугли» и «В ночь лунного затмения» М. Ахме- това, «Ходжа Насретдин» Л. Исмагилова. Многие балеты башкирских композиторов ждут своего сценического воплощения: «Свадьба» Д. Хасаншина, «Похищение девушки» А. Каримова, «Прометей» Р. Сабитова и т. д.