Основная часть

1. Вступительное слово учителя о балете

Учитель на доске вывешивает плакат с определением балета.

Балет - (по-французски - танцую) вид музыкально - сцениче­ского искусства, в котором главным средством выразительности яв­ляется классический танец.

Хореография - (по-гречески пляска + пишу) - это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидности. Хореография бывает народная и профессиональная. Народная хореография представлена народными танцами, фольклорными обрядами в творчестве самых разных народов. В профессиональную хореографию входят бальный танец, эстрадный танец, балет (классический и современный), народно - сценический танец.

В своем развитии балет прошел долгий путь. Самым первым ба­летным спектаклем, включившим музыку, слово и танец, считается «Комедийный балет королевы». Он был поставлен при дворе фран­цузской королевы Марии Медичи итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581 году. Его танцевали в длинных, тя­желых платьях, на каблуках.

Постепенно слагался язык классического танца - определенные позы, движения, жесты. Костюмы тоже менялись.

Чтобы не сковывать движение танцовщиков, из одежды убира­лись все лишние детали многослойность, юбки укорачивались. С се­редины XIX века стали танцевать в особых балетных тапочках - пу­антах (по-французски - острие, кончики). У них очень твердый, зали­тый клеем носок, поэтому балерины могут стоять на носках.

Основой балета является либретто. Это композиционный план с перечнем всех номеров и подробным описанием характера музыки, его темп, даже размер и количество тактов, обычно либретто пишут сами балетмейстеры.

Балетмейстер - (по-немецки - мастер танца) - это постановщик балетного спектакля, то есть человек, придумывающий хореографию, все движения и жесты.

2. Становление башкирского балетного искусства.

Рассказ учителя первом балетном спектакле.

Отрывок, который мы с вами прослушали - «Журавлиная песнь» стал первым национальным башкирским балетом. С самого начала он превратился в эмблему башкирской хореографии, а образ священного журавля, так же как и образ лебедя в русском балете, стал символом башкирского балета.

Балет в Башкирии создавался в трудные военные годы. Именно тогда первые классические балеты появились во многих республиках Средней Азии, Кавказа. По всей стране деятели искусства, несмотря на тяготы военного быта, жили единой дружной семьей. И трудились во имя национального искусства. «Журавлиная песнь» также создава­лась в творческом содружестве башкирских и русских мастеров.

Сюжет балета был выбран Ф. Г'аскаровым, он же написал либретто. Музыка была написана перед самой войной Львом Степановым и Зага­ром Исмагиловым в процессе подготовки к декаде башкирского балета. Она должна была состояться в Москве в 1941 году. Постановку балета осуществила Ленинградский балетмейстер Нина Анисимова.

Первый акт балета был показан на торжественном концерте в честь 25-летию Башкирской автономии 20 марта 1944 года. Премьера всего балета состоялась 30 апреля того же года. Главные партии тан­цевали 3. Настретдинова (Зайтунгуль), X. Сафиуллин (Юмагул), X. Мустаев Арсланбай), и Н. Юлтыева (вожак журавлей).

Главной идеей балета становится борьба юных Зайтунгуль и Юмагул за свое счастье. Извечная борьба добра и зла приобретает здесь глубокий социальный смысл: ведь Арсланбай хочет убить жу­равлей - вестников свободы. Поэтому борьба Зайтунгуль и Юмангула за свое личное счастье переплетается с борьбой за нетленную красоту природы, всего доброго и вечного.

3. Основоположники башкирского балета.

Башкирское хореографическое искусство славится не только на­циональными спектаклями, композиторами, постановщиками, но и прекрасными исполнителями - артистами балета, мастерство которых известно не только в нашей республике, но и далеко за рубежом.

Начиная с 1941 года, когда в Уфу вернулся первый выпуск баш­кирской национальной студии при Ленинградском хореографическом училище, труппа башкирского театра оперы и балета постоянно по­полнялась талантливыми выпускниками этого замечательного учеб­ного заведения.

а) Рассказ учителя о Зайтуне Насретдиновой и Хапяфе Сафиуллиной.

Зайтуна Настретдинова и Халяф Сафиуллин стали первой клас­сической парой в башкирском балете. Творческое становление моло­дых артистов балета пришлось на трудные военные годы. Несмотря на то, что театр не отапливался, и в одном здании работало несколько творческих коллективов, это были годы рождения башкирского бале­та, а Настретдинова стала первой балериной - солисткой.

Крупной работой начинающей балерины стала заглавная роль Зайтунгуль в первом национальном башкирском балете «Журавлиная песнь» Халяф Сафиуллин создал в этом балете образ отважного Юмангула. Эта роль стала в его репертуаре коронной.

В 50-е годы творчество Насретдиновой и Сафиуллнна достигает подлинного расцвета. Они всегда выступают в балетах «Конек- Горбунок», Пуныг (Царь Девица и Иванушка), «Горная быль» А. Ключа- рева (Зарифа и Тимергул) и т. д. Каждую роль они совершенствуют тех­нически, для каждой ищут особые краски. Их гармонический дуэт отли­чался большой художественной выразительностью и красотой. А уча­стие в декаде башкирского искусства в Москве в балетах «Лауренсия» и Журавлиная песнь», принесло им полной профессиональное признание. После Декады балерины третьей в стране после Галины Улановой и Оль­ги Лепешинской было присвоено почетное звание народной артистки СССР, а Сафиуллину - Народного артиста РСФСР.

В конце 50-х годов они первыми из артистов башкирского бале­та начали выступать за рубежом. Они перетанцевали почти весь клас­сический репертуар. В 1959 году они снялись в фильме - балете «Жу­равлиная песнь».

Халяфа Сафиуллина увлекала и балетмейстерская деятельность. В 1960 году он организован балетную студию, и взялся за воспитание балетной молодежи.

Жизнь Зайтуны Насретдиновой и Халяфа Сафиуллина - яркий пример служения искусству.

б) Краткие сообщения учеников

Народная артистка РФ Гузель Сулейманова (1927-1969) остави­ла яркий след в башкирском балетном искусстве.

Она родилась в семье уфимского рабочего и поехала учиться в Ленинград в 1936 г. Первой большой ролью её стала гордая полячка Мария из балета «Бахчисарайский фонтан».

В 1947 г. Г. Сулейманова закончила Ленинградское хореографиче­ское училище по классу известного педагога М.Ф. Романовой. Дипломи­рованной артисткой балета она дебютировала в балете «лебединое озе­ро», уверенно заняв место второй солистки в труппе, а затем было введе­на во все спектакли текущего репертуара - «Журашшная песнь», «Копе- лию», «Зюгру», «Красный цветок», «Лауренсию», «Эсмеральду» и др.

Разносторонняя одаренность помогала ей исполнять роли как классического, так и современного репертуара.

Особое место заняли в репертуаре балерины национальные обра­зы в башкирских балетах: мужественная Гульназира в балете. Саби­това, Алина в «Горном орле» X. Ахметова.

Постоянным партнером Гузель Сулеймановой был заслуженный артист РСФСР Фаузи Сатаров (1923 - 1996) - великолепный танцов­щик лирико-драматического плана. Он был одним из родоначальни­ком балета в республике.

В 1941 году закончил училище в классе А. И. Пушкина. Ушел Добровольцем на фронт и по окончанию Камышенского военно- пехотного училища стал командовать взводом. В 1943 году в период подготовки к 25-летию Башкирской Автономной республики его ото­звали в театр.

В победном 1945 году Сатаров вышел на сцену в классической роли Вацлава в «Бахчисарайском фронте» и через некоторое время - в роли Арсланбая в «Журавлиная песнь» и сразу завоевал симпатии зрителей.

Большой сценической удачной были образы, созданные им ив национальных балетах. Он был единственным исполнителем партии Салавата Юлаева в балете «Горный орел».

Таким же активным, сильным, характером был наделен в балете «Черноликие» юноша Закир, протестующий против существующих мусульманских обычаев.

В репертуаре Г. Сулеймановой и Ф. Сатаровой были концертные номера: «Вальс» на музыку И. Дунаевскеого, «Элигия» Р. Рахманино­ва, а так же балетные фрагменты из различных опер.

В конце 50-х годов Г. Сулейманова и Ф. Сатаров много выступа­ли за рубежом. Они побывали почти в двадцати странах мира с неиз­менным адажио из «Журавлиной песни» и другими балетными номе­рами. Их танцевальный дуэт останется одним из самых прекрасных в истории башкирского балета.

Тамара Худайбердина с детства бойкая, танцевала на всех кон­цертах. В балетное училище она пришла с подругой Нинель Юлтыевой. Во время войны она выступала перед ранеными бойцами Крас­ной Армии. После войны она станцевала премьеры «Бахчисарайского фонтана» (роль Заремы) и «Зюгры».

Обладая огненным темпераментом и выразительной мимикой, ба­лерина наделяла создаваемые образы активностью, решительностью.

Большую известность получила Т. Худайбердина и как концерт­ная исполнительница. В её репертуаре были «Чардаш» Монти, «Полька» Штрауса... Она хорошо чувствовала танцевальную пла­стику других народов и это позволяло ей исполнять китайский, ко­рейский, индийский, русский танцы.

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте (1953 г.) сделали её лауреатом и принесли почетное звание «Заслу­женный артист БАССР». После Декады Башкирского искусства в Мо­скве присвоили звание «Заслуженной артистки РСФСР», она много выступала за рубежом.

В 1964 г. балерина оставила сцену и занялась педагогической работой. В истории башкирского балета она останется как яркая ха­рактерная танцовщица.

в) Продолжатели традиций башкирского балета.

Основные моменты творческой жизни заслуженной артистки РФ Майи Тагировой.

Заслуженная артистка РФ Майя Тагирова (1931-2003) стала ба­лериной, которая своим творчеством обеспечила преемственную связь между первым поколением артистов башкирского балета и сле­дующим, более молодым поколением.

Она воспиталась в детском доме, поскольку ее родители были репрессированы. Майя записалась в балетный кружок Уфимского Дома пионеров. Учебу в Ленинградском хореографическом училище балерина считала самым и счастливыми годами в своей жизни. С 1949 года она - солистка башкирского балета.

Первыми большими ролями ее стали Мария в «Бахчисарайском фонтане», и Хасинта - подруга главной героины в балете «Лауренсия».

Постоянными партиями Тагировой стал Ильдус Хабиров - ве­дущий танцовщик театра. В 1957 году на Всесоюзном конкурсе арти­стов балета они стали лауреатами, обладателями серебряной и брон­зовой медалей. А в Н)63 году на I Всероссийском конкурсе артистов эстрады получили Почетные дипломы.

Своим творчеством Майя Тагирова развивала принципы и тра­диции русской хореографической школы.

В апреле 1972 года М. А. Тагирова оставила сцену, но до по­следних дней жизни была связана с классическим балетом.

Славным сыном Башкортостана, блестящим представителем ле­нинградской школы балета является Рудольф Нуриев (1938-4993).

Рудольф Нуриев начал заниматься в балетном кружке Дома учи­теля, затем посещал балетную студию дворца пионеров, и руководи­тель студии Е. К. Войтович приводит его в Башкирский оперный те­атр. Здесь он становится артистом кордебалета. В 1953 году состоялся его дебют на профессиональной сцене.

Только в 17 лет Рудольф Нуриев смог поехать учится в Ленин­градское хореографическое училище. С 1958 года Рудольф Нуриев - солист Кировского театра. С самого начала он исполняет ведущие партии в классических балетах «Лауренсия», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» и др.

Его танец отличается Выразительностью, чистотой движения, темпераментом.

В июне 1961 года, когда театр гастролировал в Париже, Р. Нури­ев решил остаться за границей. Он гастролировал по Европе. В 1962году состоялся его дебют в Америке. Он становится солистом Коро­левского балета Великобритании.

В 1983 году Рудольф Нуриев переезжает в Париж. Его назнача­ют директором балетной труппы театра «Гранд опера». Рудольф Ну­риев прославился и как хореограф. Он поставил 13 балетов. Мини­стерство культуры Франции за заслуги перед Отечеством был награ­жден орденом командора изящных искусств и словесности.

Просмотр отрывка из балета и наборов открыток. «Звезды Баш­кирского балета».

г) Современное состояние башкирского балета.

В 1993 году состоялся первый выпуск Уфимского хореографиче­ского училища. Сегодня выпускники училища работают в различных труппах нашей страны и за рубежом. На Уфимской балетной сцене замечательные традиции башкирского балета продолжают ныне сле­дующее поколение танцовщиков. Это Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, Римма Заккирова, Руслан Мухалитов, Ринат Абушах- манов и др. национальные постановки так же определили новый творческий подъем в деятельности театра. Это балеты «Легенда о курае» Р. Хасанова, «Маугли» и «В ночь лунного затмения» М. Ахме- това, «Ходжа Насретдин» Л. Исмагилова. Многие балеты башкирских композиторов ждут своего сценического воплощения: «Свадьба» Д. Хасаншина, «Похищение девушки» А. Каримова, «Прометей» Р. Сабитова и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: