"Могучие слоны" - вторая стадия развития виолента. Фирмы-слоны отличаются особо крупными размерами, средним по темпу, но очень устойчивым ростом, широкой диверсификацией и наличием сети филиалов. В состоянии «могучего слона» виолент при благоприятных обстоятельствах может пребывать долгие десятилетия. Вопрос магистрантам: привести примеры фирм, которые работают на рынке более 100 лет.
“Неповоротливые бегемоты”– это третий этап развития виолента.
Фирма-бегемот сохраняет большие размеры, но теряет динамичность развития. Для нее характерна излишняя диверсификация (распыление сил по разным направлениям), которая приводит к постепенному нарастанию технологического отставания.
Положение фирмы виолента в отрасли представлено на рис. 1.4.
Отрасль представлена в виде пирамиды. Наверху пирамиды находится фирма – лидер в отрасли, как правило, это гордый лев, возглаляющий НТП в отрасли. Разница между лидером и вице-лидером (второй компании в отрасли) составляет 1,7 – 7 раз в зависимости от вида отрасли. В отраслях с высокими технологиями (например, электронная) эта разница больше и составляет 7-8 раз. (Вопрос магистрантам – почему?)
Рис. 1.4. Положение фирм в отрасли.
Рассмотрим положение фирм виолентов на кривой спроса, представляющей зависимость объема продаж (спроса) от цены и качества.
Кривая получена эмпирическим путем и имеет форму, представленную на рис. 1.5. Между точками А и В находится область массового спроса. Учитывая, что виоленты выпускают стандартные продукты массового спроса, работая на рынке глобального масштаба, они занимают именно эту область (на рис. она заштрихована розовым и зеленым цветами).
На рисунке представлены кривые спроса для фирм Соса-Соlа и Pepci. Соса-Соlа – лидер на рынке, Pepci – вице-лидер. Две кривые перекрываются, т.к. между фирмами всегда идет жестокая конкурентная борьба. Площадь перекрывания представляет собой конкурентную область.
Рис. 1.5. Кривая спроса виолентов.