1. Радикальный эмпмризм
Отождествление опыта (ощущений) и всех видов Реальности. Опыт – а) внешний Мир, б) сам Субъект (как поток сознания, ощущений, чувств), в) Объект (как комплекс ощущений).
(Человек пребывает в непознаваемом мире – воспринимает образы, ощущения, а не сущность, не вещи).
3. Истина – Польза.
1. Истина – то, что полезно, что ведет к успеху. Идеи, теории – орудия для достижения Целей.
2. Истина – Вера, то, во что верим (мнения, привычки – вне сомнения).
3. Истина – то, с чем согласны все эксперты. Объект этого мнения = Реальность. (Космическая реальность – то, о чем пишется в учебнике астрономии).
4. Предпочтение мнения – из практических следствий.
5. Истина – не отражает реальность. Нет объективной истины. Истина (как и нравственность) – то, что выгодно (что ведет к социальной или душевной гармонии)
4. Воля к вере
1. Джемсом разраб-ся концепция Авторитарной Веры, веры как доверия авторитету, источнику. Сущ-ет «престиж мнений». Наша вера есть «вера в чью-нибудь веру».
2. Мы верим в то, что а) приносит Удовлетворение, покой. б) на основе высшего Желания (заинтересованности). Мы верим в любую гипотезу, если она приносит удовлетворение. Мы заинтересованы (желаем это) в бытии Бога. Высшее желание – достаточное основание для веры в него.
|
|
3. Мы делаем выбор между Теизмом (утверждением бытия Бога) и вне-теизмом. А) Выбор теизма – вера в Бога = вера в высший порядок, гармонию и жизнь после смерти тела. Трагедии временны и ничтожны. Это приносит удовлетворение. Б) Материализм, а-теизм – Гармонии нет, перспектива -уничтожение всего человечества. Трагичность проблем возрастает. Вывод: Теизм предпочтительней.
4. Инструментализм Джона Дьюи
Функция понятий, теорий – не в познании, а в устранении проблемной ситуации.
Идеи, теории – Инструмент для достижения Целей, успеха. Эффективность теории – критерий ее рациональности и истинности.
Позитивизм (направление, ориентирующееся на сторую научность, рациональность знаний):1) позитивизм (классический) связанный впервую очередь Огюста Конта. Позитивизм единственным источником «положительного» знания специальные науки. Позитивизм принимал естественнонаучные объяснение многих явл-ий только в той степени, в какой оно соответствовало интересам технического совершенствования производства. Основное положение позитивизма в вопросе о предмете философского знания, сформулированное апервые Контом, гласило: наука заменяет собой ф-фию.2) Пытающиеся интегрировать психологические и физические науки и разработать ф-фию чистого опыта. Позитивизм махизм (ф-фия критического опытного знания). При этом опыт понимался как чувственный опыт определенного человека, а не как историческая практика чкловечества.3)к 20годам20столетия возникает третий позитивизм- неопозитивизм. Задача исследования языка. Мир рассматривается так, как он выражен в языке, поэтому ф-фия должна быть методом поиска смысла языка, т.е.решать логические, лингвистические и др.задачи. Логика языка составляет логический каркас мира. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи. Идея создания идеального языка путем исключения из состава предложений наука, к-рые лишены смысла.
|
|
Прагматизм: Возник в конце 19в.его создателем явл-ся Ч.Пирс. Термин прагматизм означает философия действия. Живя в мире чел-к вырабатывает различные типы действий или привычки действовать.Теория рассм-ся с т.з.целесообразности, т.е. насколько они приводят к успеху, насколько они истины. Исследуя соотношение знания, действия, философы этого течения полагали, что уровень познания не явл-ся вполне достаточным. Поэжтому чел-к постоянно находится в Проблемной ситуации поиска эффективных решений. Истина: (истина- как полезность, работаспособность идеи)-истина как польза. То, что полезно (теория, идея)- то истина. Идеи- орудия достиж-я цели. Если цель достигается значит она иррациональна (т.е.не постигаемый разумом, мышлением, такой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях); -истина как вера. Истина то во, что мы верим. Вера- лечение, привычка вне сомнения; -истина-то,с чем согласны все эксперты, специалисты. Их мнение есть реальность; -истина-не отраж-ет,а способ-ет достиж-ю цели. Нет объектив.нравств-ти и стины. Т.значения (Ч.Пирс): «как сделать наши идеи ясным» Предст-я о всех практич.следствиях данного о. дает полное понятие об о.. Все о. даются в отн-ии к чел-ку.
****