Развитие воли и ее формирование в дошкольном возрасте

Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем возрасте. Волевое поведение проявляется в заучивании и осознании движений, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, в умении подчинять свои действии заранее поставленной цели, планировать свои действия, контролировать их выполнение, совершать усилия, преодолевая препятствия, ориентироваться не только на результаты, но и на последствия своих действий.

В период младенчества ребенок начинает овладевать лишь произвольными (управляемыми) движениями, а не действиями. Ребенок еще не ставит перед собой осознанной цели. Он тянется к игрушке не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе. Таким образом, основными предпосылками развития воли в этот период являются развитие движений – хватания и манипулирования предметами.

В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые можно назвать произвольными (при передвижении в пространстве, в предметной деятельности, игре, рисовании, конструировании ребенок начинает действовать намеренно: ставит перед собой определенную цель и затем выполняет действия, направленные на ее достижения).

Однако поведение преддошкольника характеризуется импульсивностью и ситуативностью. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникающих переживаний, а цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш.

Около 3 лет в связи с развитием личного действия и самосознания у преддошкольника возникают личные желания, вызывающие его активность, которые выражаются в форме: «Я хочу» или «Я не хочу». Их появление знаменует начало становления воли, когда преодолевается ситуативная зависимость в поведении и деятельности. Теперь ребенок получает относительную свободу от ситуации, способность «встать» над ней.

В этот период у преддошкольника впервые появляются попытки сдерживать свои желания. Но достигается это только в отдельных случаях с большим трудом. Только под влиянием настойчивых указаний взрослых ребенок может научиться сдерживать возникающие у него желания.

Трудность преодоления ситуативных побуждений, сдерживания желаний делает детей совершенно беспомощными в ситуациях, требующих выбора между несколькими привлекательными возможностями.

Развитие основных компонентов волевого действия. В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия: целеполагания (побуждения), планирование действий, самоконтроль.

Целеполагание – умение ставить цель деятельности.

Элементарное целеполагание наблюдается уже у младенца (тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения). Однако цели задаются извне (предметом).

Примерно в 2 года в связи с развитием самостоятельности возникает стремление к цели, но она достигается только с помощью взрослых. Целенаправленность проявляется скорее в постановке (намерении), чем в достижении цели. Преддошкольнику трудно еще удержать поставленную цель, он меняет ее в ходе выполнения действия (например, когда ребенок высказывает намерение нарисовать определенный предмет, он несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка). При выполнении самых простых, но не интересных заданий по указанию взрослых, дети раннего возраста обычно не доводят дело до конца – либо его просто бросают, либо превращают в игру (например, получив задание собрать в ящик кубики, ребенок вместо этого начинает строить из них башню).

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановке целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. В младшем дошкольном возрасте цели связаны с личными интересами и сиюминутными желаниями. Старшие дошкольники уже ставят цели, важные как для них, так и для других людей.

Планирование – это средство раскрытия цели применительно к данным обстоятельствам, средство формирования намерения достичь цели, средство осуществления саморегуляции с помощью второй сигнальной системы, т.е. речи. Речь связывает во времени текущие события с прошлым и будущим, помогает ребенку овладеть своей деятельностью и поведением. Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого.

Несмотря на то, что младший дошкольник уже хорошо понимает речь и широко употребляет ее, ему еще трудно выполнять по словесной инструкции сложные действия. Указания взрослых побуждают его начать или прекратить действие. Первоначально ребенок осваивает планирование по ходу деятельности, выражая лишь ее результаты, но заранее не может ее спланировать и регулировать свои действия. Ребенок может словами обозначить цель действия (например, нарисовать дядю, построить домик, играть в доктора), однако никогда не определяет словесно, как будет выполнять намеченное действие.

В среднем дошкольном возрасте речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. После получения инструкции и поняв ее, ребенок сразу выполняет действие правильно. Планирование перемещается на начало деятельности, начиная предварять исполнение. Как правило, направляя собственные действия, ребенок говорит вслух. Однако речевая регуляция собственных действий еще не совершенна, т.к. ребенку еще трудно удержать мотив и цель действия. В деятельности, например, в рисовании, наблюдается ступенчатое планирование.

Старший дошкольник выполняет уже сравнительно сложные речевые инструкции взрослых, не прибегает к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко руководит собой вслух.

Самоконтроль. Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Этапы развития самоконтроля: 1) освоение способов самопроверки; 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Дошкольникам сложно еще обнаруживать собственные ошибки, соотносить выполняемые действия с образцом, несмотря на то, что понимают требования взрослого. К самопроверке чаще прибегают лишь по требованию взрослого. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

На протяжении дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

В 5 лет самоконтроль выступает как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но детям легче контролировать сверстников, чем себя. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. У детей повышается требовательность к своей работе. Желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других.

Сферы проявления произвольности дошкольника. Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, т.е. способности управлять собой. Главными характеристиками произвольности являются осознанность (сознательность) и опосредованность.

В возрасте около 2 лет все поведение ребенка становится опосредованным, т.е. управляемым сначала речью взрослого, а потом собственной. Слово может вызывать или тормозить реакции ребенка. Это дает ему возможность выполнять сложные указания и требования взрослого. Он фиксирует свое действие в слове, а значит, осознает его. Осознание собственных действий позволяет ребенку управлять своим поведением, преодолевать импульсивность.

Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как они делают. Ребенок находится внутри предметной ситуации. Поэтому ребенку нужны точки опоры, которые выходят за пределы конкретно воспринимаемой ситуации.

Внутренняя точка опоры может быть:

1) в прошлом (раньше обещал кому-то, хотел сделать так, как уже делал);

2) в будущем (что будет, если он что-то сделает);

3) в правиле или образе действия для сравнения с ним своих действий;

4) в моральной норме (чтобы быть хорошим, нужно делать именно так).

В дошкольном возрасте ребенку нужна внешняя опора для регуляции своей деятельности (поведения), которой является выполнение роли в игре (правила через роль). С 4 лет происходит осознание правил личностного поведения (в играх с правилами). Если правила не соблюдать, то игра не получится, следовательно, не добьешься результата.

У старшего дошкольника опорой в регуляции деятельности (поведения) становится образ себя во времени (что хотел сделать, что делаю или сделал, что буду делать).

Ребенок учится осознавать отдельные компоненты деятельности и себя в ходе ее выполнения: в 4 года – выделяет объект деятельности и цель его преобразования, в 5 лет – понимает взаимообусловленность разных компонентов деятельности, начинает уже выделять способы действия с объектами, в 6 лет – опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным.

О сформированности произвольных действий можно судить по активности и инициативности самого ребенка. Он не только выполняет указания взрослых, но и сам выступает инициатором целей («Пойдем, поиграем в кукольном уголке»). Следовательно, ребенок становится относительно независим от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Произвольность также предполагает умение привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт.

Если ребенок легко нарушает требование взрослого, то это показатель несформированности внутренних механизмов регуляции своих действий.

После 3 лет формируется произвольность в сфере движений. У преддошкольника усвоение двигательных навыков выступает как побочный продукт предметной деятельности. Дошкольниковладение движениями ставит как цель деятельности (например, сознательно пытается воспроизвести характерные движения персонажа).

Механизм управления собой строится по типу управления предметными действиями и движениями. В 3-4 года – ребенок еще не может сохранить неподвижную позу; 4-5 лет – дети управляют своим поведением под контролем зрения, однако легко отвлекается на внешние факторы; 5-6 лет – применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление – под контролем двигательных ощущений (могут долго сохранять неподвижную позу).

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности приобретают психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь.

К 6-7 годам – произвольность в сфере общения со взрослыми. Показателями этого выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнить по предложенным планом. Дети могут удерживать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.

Развитие воли и мотивации поведения. Примерно с 3 лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами. В дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов, т.е. выделяется ведущий мотив, который определяет поведение, подчиняет себе другие мотивы. Однако система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, нарушаются хорошо известные правила.

На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы. В раннем возрасте борьба мотивов отсутствует, ребенок подчиняется более сильному мотиву, привлекательной цели. В дошкольном возрасте – осознает борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбора.

Соподчинение мотивов вначале происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослыми, которые их задают и контролируют. Позднее – появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства: 1) ребенок стремится к достижению даже непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него; 2) отказывается от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного.

Таким образом, поведение ребенка становится внеситуативно-личностным, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, т.е. появляется идеальная мотивация (например, мотив – соблюдение нравственной нормы).

Мотивы в раннем возрасте – импульсивны и неосознанны, связаны с предметной деятельностью и общением со взрослыми.

Мотивы в дошкольном возрасте – затрагивают сферы отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Особенности борьбы мотивов: ребенок совершает еще много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций; старший дошкольник может подавлять аффект, хотя и с трудом; трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями; наиболее яркий конфликт между общественными и личными мотивами, который остро переживается ребенком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: