Уровень - степень развития (значимости) чего-нибудь (Ожегов, с. 837). То есть уровни – это степени качественного и количественного изменения чего-нибудь. «Ступень» – уровень развития чего-нибудь (Ожегов, 776).Однако в сфере образования понятие «уровень» шире, чем «ступень».
Уровни (цензы) системы непрерывного профессионального образования:
НПО – начальное,
СПО – среднее,
ВПО – высшее профессиональное образование.
На каждом уровне выделяются несколько ступеней профессиональной подготовки.
Понятия «уровни образования» и «ступени подготовки» на разных уровнях (цензах) профессионального образования (ПО) иллюстрирует рисунок 2.
|
|
IV магистры (6-летняя программа подготовки)
III специалисты (5-летняя система подготовки)
III ВПО II бакалавры (4-летняя программа подготовки)
I неполное высшее (2-летняя программа обучения)
II СПО II повышенное («техник», «младший инженер»)
I среднеспециальное
III 4-й, 5-й разряды – повышенная ступень НПО
I НПО II 3-й, 4-й рабочие разряды (ПТУ)
I 1-й, 2-й рабочий разряды
Начальная профессиональная подготовка (НПП)
в УПК, на курсах, на предприятиях и т.д.
Рис. 1. Три уровня (ценза) системы непрерывного профессионального образования
и ступени непрерывной профессиональной подготовки;
Профессиональное образование (в системах НПО, СПО, ВПО) на каждом уровне-цензе заканчивается выдачей официального документа государственного образца – диплома или аттестата.
Профессиональная подготовка на любой ступени заканчивается выдачей документа негосударственного образца – удостоверения (72 часа подготовки) или свидетельства (100 часов подготовки) с присвоением рабочего разряда, сертификата и пр.
Рис. 2. Структура образовательных целей
Рис. 3. Состав целей обучения физике
Рассмотрим подробнее цели обучения физике.
- 1. Формирование физических знаний. 4 уровня их усвоения (рис. 4)
Рис.4. Уровни усвоения знаний
Знания (З) – социальный опыт человечества, хранящийся в источниках информации.
Знания отдельного человека – это система сведений, хранящаяся в индивидуальном сознании человека.
Классификация по содержанию опыта: научные, религиозные, оккультные, музыкальные, специальные и т.
- 2. Формирование экспериментальных умений (ЭУ). Задачи учителя по формированию ЭУ иллюстрирует рис. 5.
Рис. 5. Деятельность учителя по формированию у учащихся ЭУ
Практические умения решения физических задач нарабатываются нарешиванием большого количества физических задач на уроках и дома
- 3. Формирование мотивов учения и познание интересов.
Мотив – побудительная причина учения.
Рис. 6. Виды мотивов
· 4. Развитие физического мышления учащихся. Основными видами мышления, которые развиваются на уроках физики являются: понятийное, образное, теоретическое, творческое, системное, космическое (глобальное).
- 5. Формирование научного мировоззрения и целостной научно картины мира.
Компоненты научного мировоззрения иллюстрирует схема рис.7.
Рис. 7. Компоненты научного мировоззрения
В целом компонентами любого вида мировоззрения (житейского, религиозного, научного и т.д.) являются:
1) воззрение на бытиё (онтологическая составляющая);
2) методология познания (эпистимологический, т.е. гносиологический компонент); 3) мотивы и ценности (мотивационно-ценностная составляющая (Стёпин,).
6. Изучение методов познания физического мира предусматривает изучение эмпирического метода и теоретического методов познания, методов индукции и дедукции, сравнения и классификации о которых будет изложено в последующих лекциях в соответствии с их содержанием.
· 7. Профессиональная ориентация – направленная деятельность учителя физики по выбору профессии учащимися в сфере физики.
8. Политехническое обучение - ознакомление учащихся с основами технологии производства и производственных отношений.
Воспитание – целенаправленное воздействие воспитателя на мотивационно-ценностную сферу учащегося. Воспитанию и целям воспитания будет посвящена отдельная лекция
Развитие – изменение объекта - возникновение качественно нового состояния.
Развитие личности – процесс изменения количественных и качественных свойств личности – мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, способностей, накопления опыта.
Глобальная цель развития - всестороннее гармоничное развитие личности.