Совокупное предложение – суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. То есть оно соответствует реальному объему национального производства при каждом возможном уровне цен.
Модель совокупного предложения (AS) графически может быть представлена линией, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и реальным объемом совокупного выпуска, который производители готовы продать. Форма кривой AS отражает изменение издержек производства на единицу продукции в условиях изменения объема национального производства. В экономической науке ведется дискуссия по поводу природы и формы этой кривой. На ней выделяют три отрезка.
1) на горизонтальном (кейнсианском) отрезке изменение в объеме производства осуществляется при постоянных, или фиксированных ценах;
Таблица 4.2
Неценовые факторы и их влияние на спрос
Неценовой фактор спроса | Составная часть совокупного спроса, на которую оказывается воздействие |
Благосостояние потребителей | С |
Инфляционные ожидания потребителей | |
Налоги на доходы потребителей | |
Задолженность по потребительскому кредиту | |
Процентные ставки за кредиты | I |
Ожидаемые прибыли от инвестиций | |
Налоги на доходы предприятий | |
НТП, развитие технологии | |
Уровень производственных затрат | |
Избыточные мощности | |
Величина налоговых поступлений в бюджет | G |
Доля государственного сектора в экономике | |
Бюджетная политика | |
Величина национального дохода | Xn |
Валютные курсы | |
Предложение денег: Ms ↑ => r ↓ => AD↑ | C, I |
2) на промежуточном (восходящем) отрезке увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом цен (собственно положительная зависимость предложения от уровня цен);
|
|
3) на вертикальном (классическом) отрезке изменяются только цены, а реальный ВНП остается неизменным.
Рис.4.3. Кривые совокупного предложения:
а – в краткосрочном периоде (кейнсианский отрезок);
б – в долгосрочном периоде (классический отрезок)
Точка Y1 означает потенциальный объем совокупного выпуска – ВВП (ВНП) при полной занятости и максимально эффективном использовании всех ресурсов.
Классическая школа признает только вертикальную конфигурацию этой кривой, а кейнсианская школа – ее горизонтальный и восходящий отрезки. Кейнсианский подход означает, что сдвиг совокупного спроса приводит не только к изменению номинального, но и реального объема совокупного производства, затрагивая тем самым и производство, и занятость (а вертикальный участок кривой AS характеризует полную занятость).
Подобно тому, как выделяют две группы факторов, определяющих динамику предложения (ценовые и неценовые), в анализе предложения различают две категории – «предложение» (иногда говорят «само предложение») и «величина предложения» (или «объем предложения»). Их различие представим в виде табл. 4.3.
|
|
Таблица 4.3
Характеристики совокупного предложения
«Совокупное предложение» | «Величина совокупного предложения» |
Определение: | |
Реальный объем совокупного выпуска, который производители готовы продать при разных уровнях цен | Реальный объем совокупного выпуска, который производители готовы продать при определенном уровне цен |
Графическое изображение: | |
Вся линия AS | Точка на линии AS |
Факторы изменений: | |
Неценовые факторы | Изменения уровня цен |
Графическое изображение изменений: | |
Сдвиг линии AS | Движение точки по линии AS |
Характеристика динамики: | |
Изменение предложения | Изменение величины предложения |
К неценовым факторам совокупного предложения относятся:
1) изменения в издержках – уровень цен на производственные ресурсы, величина производительности труда;
2) изменения в распределении прибыли – уровень налогообложения, степень государственной поддержки.
Эффект неценовых факторов связан с их воздействием на динамику издержек на единицу продукции при неизменном уровне цен.