Принцип и эффект акселерации

С теорией мультипликатора непосредственно связан принцип акселерации. Его сущность состоит в том, что возросший доход, полученный в результате мультипликативного воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, их производящие, расширяют производство, что вызывает увеличение инвестиционного спроса на товары производственного назначения (средства производства), при этом изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более сильные изменения в спросе на инвестиционные товары. Это связано с особенностями воспроизводства основного капитала, который требует единовременных больших затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного срока и гораздо выше объема дохода от выпуска продукции в этом периоде.

Таким образом, под принципом акселерации понимается процесс, показывающий зависимость роста спроса на инвестиции от роста продаж потребительских товаров и дохода. Для определения эффекта акселерации используется мера воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос – коэффициент акселерации (или акселератор). Изменение в спросе на инвестиционные товары рассматриваются как функция изменений в спросе на потребительские товары, а прирост новых (стимулированных, индуцированных) инвестиций определяется как произведение прироста дохода на коэффициент акселерации:

(5.10)

где I – прирост стимулированных инвестиций;

α – коэффициент акселерации;

Y – величина дохода (спроса на потребительские товары);

t – индекс периода времени.

Следовательно, эффект акселерации означает, что увеличение дохода ведет к кратному увеличению инвестиций. Это означает, что если спрос на потребительские товары растет, то будет расти и спрос на основной капитал (инвестиции) в пропорции величины акселератора. Экономисты (П. Самуэльсон, Э. Хансен) утверждают, что спрос на инвестиции зависит не от уровня потребительского спроса, а от темпов его роста. Поэтому можно утверждать, что акселеративное воздействие роста спроса на потребительские товары происходит лишь в случае изменения его темпов роста, а не абсолютного его изменения.

Принцип акселерации обладает двусторонним действием. Если темпы роста потребительских расходов будут снижаться (хотя величина спроса может и расти), то спрос на инвестиции будет сокращаться в пропорции, соответствующей величине коэффициента акселерации. Если же спрос не меняется, спрос на инвестиции также не изменяется (новых инвестиций нет).

Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. Моделирование взаимодействия процессов мультипликации и акселерации проводилось в работах П. Самуэльсона, Р. Харрода, Дж. Хикса, Е. Домара.

Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора представлена уравнением национального дохода Хикса:

(5.11)

где Y – национальный доход;

APS – доля сбережений в национальном доходе (средняя склонность к сбережению);

α – коэффициент акселерации;

I – автономные инвестиции;

t – индекс периода времени.

Существует модель делового цикла Самуэльсона-Хикса, в которой колебания экономической конъюнктуры, как и в формуле Хикса, объясняются с помощью механизмов акселерации и мультипликации. Она строится на основе ряда моделей:

– эффект акселерации;

– функция потребления с временным лагом;

– динамическая модель государственных расходов, в которой τ – темп их роста).

Из условия равновесия доходов и расходов в закрытой экономике Y = C + I + G получаем

(5.12)

Сочетание действий мультипликатора и акселератора объясняет процесс изменения деловой активности. Согласно теории мультипликатора рост автономных инвестиций оказывает умножающее воздействие на доход, который возрастает в соответствии с величиной мультипликатора. Рост доходов приводит к увеличению темпов роста спроса на потребительские товары и росту их производства. Это вызывает необходимость приобретения дополнительных средств производства этих товаров, величина которых находится в акселеративной зависимости от прироста доходов. Далее опять приводится в действие механизм мультипликатора. При этом для определенного периода времени можно найти такое сочетание коэффициентов мультипликации и акселерации, которое обеспечит непрерывный рост экономики.

Сторонники теории мультипликатора-акселератора считают, что рост инвестиционного и потребительского спроса зависит от государственных расходов, поэтому государство может решить проблему бескризисного развития экономики. В этом и состоят принципы взаимодействия между агрегированными величинами – потреблением, сбережениями, инвестициями, доходом, обеспечивающие стабильный рост экономики.

Темы рефератов:

1. Гипотеза жизненного цикла как модель поведения потребителя

2. Влияние инфляции на мультипликативный эффект

3. Графический анализ в теории мультипликатора

4. Табличная модель эффекта акселератора

Контрольные тесты:

1. Макроэкономическое равновесие означает равенство:

а) между национальным доходом и национальным продуктом;

б) между произведенным и использованным национальным доходом.

в) между потребительскими расходами и сбережениями;

г) между инвестициями и потребительскими расходами;

д) между сбережениями и инвестициями.

2. Согласно кейнсианскому подходу на потребление и сбережения оказывает наибольшее влияние:

а) текущий располагаемый доход; б) процентная ставка;

в) количество денег в обращении; г) возрастная структура населения.

3. Функции потребления и сбережения, согласно Дж. Кейнсу, имеют тенденцию:

а) понижаться с увеличением дохода; б) увеличиваться с ростом дохода;

в) понижаться с уменьшением дохода; г) увеличиваться со снижением дохода;

д) сохранять одинаковый уровень при любом уровне дохода.

4. Если величина дохода увеличивается, то:

а) растут и потребление, и сбережения, причем доля потребления увеличивается;

б) растут и потребление, и сбережения, причем доля сбережений увеличивается;

в) потребительские расходы растут, а сбережения сокращаются;

г) потребительские расходы снижаются, а сбережения увеличиваются.

5. Предельная склонность к потреблению – это:

а) минимальная величина потребительских расходов для поддержания уровня жизни;

б) прирост потребительских расходов на единицу прироста дохода;

в) отношение величины потребления к сумме дохода;

г) максимальная величина потребления, возможная при данном доходе.

6. Автономное потребление – это величина, которая:

а) всегда больше 0; б) равна автономным сбережениям;

в) не зависит от динамики дохода потребителей;

г) зависит от динамики дохода потребителей.

7. Показатель средней склонности к сбережению рассчитывается как:

а) разность дохода и потребления; б) отношение потребления к сбережению;

в) отношение величины сбережения к доходу;

г) отношение прироста сбережений к приросту дохода.

8. С развитием общества и ростом доходов населения склонность к сбережению:

а) уменьшается; б) остается неизменной; в) возрастает.

9. Какие из предложенных мер будут наиболее действенными для стимулирования сбережений?:

а) сокращение процентной ставки; б) увеличение социальной помощи;

в) снижение налогов на доходы; г) увеличение процентной ставки.

10. Что из перечисленного относится к понятию «инвестиции» в макроэкономике?:

а) покупка ценных бумаг; б) доход, который не направляется на сбережение;

в) перепродажа средств производства; г) увеличение выпуска новых средств производства.

11. Автономные инвестиции – это величина, связанная:

а) с автономным потреблением; б) с динамикой дохода предпринимателей;

в) с динамикой потребительского спроса; г) с развитием НТП.

12. На величину какого из элементов ВНП оказывает наибольшее влияние изменение уровня ставки процента?:

а) потребительские расходы; б) инвестиции; в) государственные расходы; г) экспорт.

13. Согласно классическому подходу на величину сбережений оказывает наибольшее влияние:

а) количество денег в обращении; б) процентная ставка;

в) текущий располагаемый доход; г) объем потребления.

14. Между какими величинами существует обратная зависимость?:

а) инвестициями и ВВП (ВНП); б) сбережениями и доходом; в) потреблением и доходом; г) инвестициями и процентной ставкой; д) сбережениями и процентной ставкой.

15. Смещение кривой спроса на инвестиции (изменение инвестиционных затрат) вызывается:

а) изменениями предельной склонности к потреблению;

б) технологическими изменениями в производстве;

в) изменениями в издержках производства;

г) изменениями в величине сбережений.

16. При любом уровне располагаемого дохода сумма значений предельной склонности к сбережению и потреблению:

а) равна 0; б) равна 1; в) больше 1; г) находится в пределах 0…1; д) меньше 0.

17. Предельная и средняя склонности к потреблению и сбережению могут принимать значения:

а) больше 1; б) меньше 0; в) 0; г) от 0 до 1; д) 1.

18. При любом уровне располагаемого дохода сумма значений средней склонности к сбережению и потреблению:

а) равна 1; б) больше 1; в) равна 0; г) находится в пределах 0…1.

19. Экономический смысл мультипликатора состоит в том, что:

а) увеличение сбережений приводит к увеличению инвестиций;

б) увеличение инвестиций в одной отрасли ведет к росту доходов и занятости в других отраслях;

в) увеличение национального дохода приводит к увеличению инвестиций;

г) увеличение доходов и занятости в одной отрасли ведет к росту инвестиций в других отраслях.

20. Мультипликатор инвестиций (Кейнса) равен отношению:

а) прироста инвестиций к приросту национального дохода;

б) прироста национального дохода к приросту инвестиций;

в) предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению;

г) единицы к предельной склонности к сбережению;

д) единицы к предельной склонности к потреблению.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: