С теорией мультипликатора непосредственно связан принцип акселерации. Его сущность состоит в том, что возросший доход, полученный в результате мультипликативного воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, их производящие, расширяют производство, что вызывает увеличение инвестиционного спроса на товары производственного назначения (средства производства), при этом изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более сильные изменения в спросе на инвестиционные товары. Это связано с особенностями воспроизводства основного капитала, который требует единовременных больших затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного срока и гораздо выше объема дохода от выпуска продукции в этом периоде.
Таким образом, под принципом акселерации понимается процесс, показывающий зависимость роста спроса на инвестиции от роста продаж потребительских товаров и дохода. Для определения эффекта акселерации используется мера воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос – коэффициент акселерации (или акселератор). Изменение в спросе на инвестиционные товары рассматриваются как функция изменений в спросе на потребительские товары, а прирост новых (стимулированных, индуцированных) инвестиций определяется как произведение прироста дохода на коэффициент акселерации:
|
|
(5.10)
где I – прирост стимулированных инвестиций;
α – коэффициент акселерации;
Y – величина дохода (спроса на потребительские товары);
t – индекс периода времени.
Следовательно, эффект акселерации означает, что увеличение дохода ведет к кратному увеличению инвестиций. Это означает, что если спрос на потребительские товары растет, то будет расти и спрос на основной капитал (инвестиции) в пропорции величины акселератора. Экономисты (П. Самуэльсон, Э. Хансен) утверждают, что спрос на инвестиции зависит не от уровня потребительского спроса, а от темпов его роста. Поэтому можно утверждать, что акселеративное воздействие роста спроса на потребительские товары происходит лишь в случае изменения его темпов роста, а не абсолютного его изменения.
Принцип акселерации обладает двусторонним действием. Если темпы роста потребительских расходов будут снижаться (хотя величина спроса может и расти), то спрос на инвестиции будет сокращаться в пропорции, соответствующей величине коэффициента акселерации. Если же спрос не меняется, спрос на инвестиции также не изменяется (новых инвестиций нет).
Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. Моделирование взаимодействия процессов мультипликации и акселерации проводилось в работах П. Самуэльсона, Р. Харрода, Дж. Хикса, Е. Домара.
|
|
Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора представлена уравнением национального дохода Хикса:
(5.11)
где Y – национальный доход;
APS – доля сбережений в национальном доходе (средняя склонность к сбережению);
α – коэффициент акселерации;
I – автономные инвестиции;
t – индекс периода времени.
Существует модель делового цикла Самуэльсона-Хикса, в которой колебания экономической конъюнктуры, как и в формуле Хикса, объясняются с помощью механизмов акселерации и мультипликации. Она строится на основе ряда моделей:
– эффект акселерации;
– функция потребления с временным лагом;
– динамическая модель государственных расходов, в которой τ – темп их роста).
Из условия равновесия доходов и расходов в закрытой экономике Y = C + I + G получаем
(5.12)
Сочетание действий мультипликатора и акселератора объясняет процесс изменения деловой активности. Согласно теории мультипликатора рост автономных инвестиций оказывает умножающее воздействие на доход, который возрастает в соответствии с величиной мультипликатора. Рост доходов приводит к увеличению темпов роста спроса на потребительские товары и росту их производства. Это вызывает необходимость приобретения дополнительных средств производства этих товаров, величина которых находится в акселеративной зависимости от прироста доходов. Далее опять приводится в действие механизм мультипликатора. При этом для определенного периода времени можно найти такое сочетание коэффициентов мультипликации и акселерации, которое обеспечит непрерывный рост экономики.
Сторонники теории мультипликатора-акселератора считают, что рост инвестиционного и потребительского спроса зависит от государственных расходов, поэтому государство может решить проблему бескризисного развития экономики. В этом и состоят принципы взаимодействия между агрегированными величинами – потреблением, сбережениями, инвестициями, доходом, обеспечивающие стабильный рост экономики.
Темы рефератов:
1. Гипотеза жизненного цикла как модель поведения потребителя
2. Влияние инфляции на мультипликативный эффект
3. Графический анализ в теории мультипликатора
4. Табличная модель эффекта акселератора
Контрольные тесты:
1. Макроэкономическое равновесие означает равенство:
а) между национальным доходом и национальным продуктом;
б) между произведенным и использованным национальным доходом.
в) между потребительскими расходами и сбережениями;
г) между инвестициями и потребительскими расходами;
д) между сбережениями и инвестициями.
2. Согласно кейнсианскому подходу на потребление и сбережения оказывает наибольшее влияние:
а) текущий располагаемый доход; б) процентная ставка;
в) количество денег в обращении; г) возрастная структура населения.
3. Функции потребления и сбережения, согласно Дж. Кейнсу, имеют тенденцию:
а) понижаться с увеличением дохода; б) увеличиваться с ростом дохода;
в) понижаться с уменьшением дохода; г) увеличиваться со снижением дохода;
д) сохранять одинаковый уровень при любом уровне дохода.
4. Если величина дохода увеличивается, то:
а) растут и потребление, и сбережения, причем доля потребления увеличивается;
б) растут и потребление, и сбережения, причем доля сбережений увеличивается;
в) потребительские расходы растут, а сбережения сокращаются;
г) потребительские расходы снижаются, а сбережения увеличиваются.
5. Предельная склонность к потреблению – это:
а) минимальная величина потребительских расходов для поддержания уровня жизни;
б) прирост потребительских расходов на единицу прироста дохода;
|
|
в) отношение величины потребления к сумме дохода;
г) максимальная величина потребления, возможная при данном доходе.
6. Автономное потребление – это величина, которая:
а) всегда больше 0; б) равна автономным сбережениям;
в) не зависит от динамики дохода потребителей;
г) зависит от динамики дохода потребителей.
7. Показатель средней склонности к сбережению рассчитывается как:
а) разность дохода и потребления; б) отношение потребления к сбережению;
в) отношение величины сбережения к доходу;
г) отношение прироста сбережений к приросту дохода.
8. С развитием общества и ростом доходов населения склонность к сбережению:
а) уменьшается; б) остается неизменной; в) возрастает.
9. Какие из предложенных мер будут наиболее действенными для стимулирования сбережений?:
а) сокращение процентной ставки; б) увеличение социальной помощи;
в) снижение налогов на доходы; г) увеличение процентной ставки.
10. Что из перечисленного относится к понятию «инвестиции» в макроэкономике?:
а) покупка ценных бумаг; б) доход, который не направляется на сбережение;
в) перепродажа средств производства; г) увеличение выпуска новых средств производства.
11. Автономные инвестиции – это величина, связанная:
а) с автономным потреблением; б) с динамикой дохода предпринимателей;
в) с динамикой потребительского спроса; г) с развитием НТП.
12. На величину какого из элементов ВНП оказывает наибольшее влияние изменение уровня ставки процента?:
а) потребительские расходы; б) инвестиции; в) государственные расходы; г) экспорт.
13. Согласно классическому подходу на величину сбережений оказывает наибольшее влияние:
а) количество денег в обращении; б) процентная ставка;
в) текущий располагаемый доход; г) объем потребления.
14. Между какими величинами существует обратная зависимость?:
а) инвестициями и ВВП (ВНП); б) сбережениями и доходом; в) потреблением и доходом; г) инвестициями и процентной ставкой; д) сбережениями и процентной ставкой.
15. Смещение кривой спроса на инвестиции (изменение инвестиционных затрат) вызывается:
|
|
а) изменениями предельной склонности к потреблению;
б) технологическими изменениями в производстве;
в) изменениями в издержках производства;
г) изменениями в величине сбережений.
16. При любом уровне располагаемого дохода сумма значений предельной склонности к сбережению и потреблению:
а) равна 0; б) равна 1; в) больше 1; г) находится в пределах 0…1; д) меньше 0.
17. Предельная и средняя склонности к потреблению и сбережению могут принимать значения:
а) больше 1; б) меньше 0; в) 0; г) от 0 до 1; д) 1.
18. При любом уровне располагаемого дохода сумма значений средней склонности к сбережению и потреблению:
а) равна 1; б) больше 1; в) равна 0; г) находится в пределах 0…1.
19. Экономический смысл мультипликатора состоит в том, что:
а) увеличение сбережений приводит к увеличению инвестиций;
б) увеличение инвестиций в одной отрасли ведет к росту доходов и занятости в других отраслях;
в) увеличение национального дохода приводит к увеличению инвестиций;
г) увеличение доходов и занятости в одной отрасли ведет к росту инвестиций в других отраслях.
20. Мультипликатор инвестиций (Кейнса) равен отношению:
а) прироста инвестиций к приросту национального дохода;
б) прироста национального дохода к приросту инвестиций;
в) предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению;
г) единицы к предельной склонности к сбережению;
д) единицы к предельной склонности к потреблению.