В рабочей тетради укажите названия элементов светового микроскопа, соответствующие цифрам на рисунках:
Введение.
Историография как наука
Люди всегда интересовались своим прошлым. История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Как наука она складывается в XVIII в., хотя исторические произведения создавались и до XVIII в., но их нельзя считать научными. Период до XVIII в. является периодом существования исторических знаний (в отличие от исторической науки).
Процесс накопления исторических знаний - это необходимый процесс, который ведет к превращению каких-либо знаний в научные. Задача исторической науки (в отличие от исторических знаний) не только описать события, воспроизвести исторические факты, но также объяснить их, обобщить, выделить причинно-следственные связи между событиями и закономерности. Исторические знания в историческую науку превращаются, прежде всего, благодаря возникновению теоретического осмысления. Вместо теологии с XVIII в. на первое место в исторических исследованиях выходит принцип причинности и внутренней закономерности. Кроме того, описание исторических фактов в рамках научных исторических знаний тоже меняется: оно осуществляется на основе критического отношения к источникам. И, наконец, историки начинают теоретически осмысливать и формулировать задачи исторического исследования. Все эти новшества появились в XVIII в., поэтому история как наука складывается именно в XVIII в.
Термин «историография» происходит от греческих слов история (повествование о чем-либо) и граф - пишу. Таким образом, дословно историография переводится как письменный рассказ о прошедшем. Долгое время историков называли историографами, используя термин историография как синоним исторических произведений, исторической литературы. Например, Н.М. Карамзин являлся «официальным историографом» Российского государства. В этом смысле термин «историография» на сегодняшний день является устаревшим и практически не употребляется.
К концу XIX в. историография выделилась из истории в самостоятельную научную дисциплину. С этого времени под историографией (в широком смысле слова) понимают науку, изучающую историю исторической науки в целом или в отдельной стране.
Понятие «историография» может использоваться и в узком смысле слова. В таком случае под историографией понимается совокупность научных трудов по какой-либо теме. Например, историография движения декабристов, историография Первой русской революции 1905-1907 гг., историография Великой Отечественной войны и т. д. Историографический обзор по какой-либо теме включает в себя не только библиографию и перечисление работ, но и их анализ, критический разбор литературы. При этом необходимо не только рассмотреть различные исторические труды и концепции, но и объяснить, почему в разные периоды времени господствовали именно такие теории, преимущественно изучались (или не изучались) именно такие темы, выделялись именно такие причинно- следственные связи. Но все равно основой историографии отдельных проблем является история исторической науки в целом.
Предметом историографии в широком смысле слова является историческая наука в ее развитии. Историография изучает развитие исторической науки: накопление фактического материала, отношение к источнику, изменение тематики, концепции исторической науки. Поэтому основными источниками историографии как науки являются труды самих историков, исторические произведения, материалы научных исторических конференций.
Специфика исторического познания заключается в том, что историк изучает прошлое. Предметом исследования для историка является прежде всего сама объективная реальность, которая распадается на отдельные исторические факты. Историческое познание имеет ретроспективный характер, т. е. оно направлено из настоящего в прошлое. Историк не может чувственно воспринять прошлое. История, как наука, опирается на факты, которые являются предметом исследования профессиональных историков. Исторический факт - это реальное событие, явление. Так как историк не являлся участником изучаемых событий, то его представления об исторических фактах складываются только на основании исторических источников.
Исторический источник - это все, что создано в процессе человеческой деятельности, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания. Это все, что было создано в том обществе, которое изучает историк: памятники материальной культуры (орудия труда, жилища, здания, предметы быта, одежда и т. д.) и, конечно же, письменные памятники: летописи, законодательные источники, актовые источники, делопроизводственные документы (протоколы, отчеты и др.), статистика, периодическая печать, воспоминания, дневники и т. д. Научные исторические труды создаются только на основании источников (причем прежде всего письменных). Поэтому историк должен уметь работать с историческими источниками, уметь выявлять из них объективную информацию, используя критические методы.
Кроме того, большое влияние на исторические труды оказывает эпоха, в которой живет историк, его политические и научные взгляды. Все это делает историческое познание достаточно сложным.
Перед историком стоят следующие задачи:
• описать исторические факты на основе тщательного критического анализа источников;
• объяснить, почему произошло то или иное событие, проследить причинно следственные связи между историческими событиями;
• создать периодизацию исторического процесса, определенную схему исторического развития;
• сформулировать и определить задачи исторической науки, методы исследования.
В разное время события объясняли по-разному. Во многом это было связано с тем, какая методология лежала в основе исторического исследования. Методологи я - это теория исторического познания, совокупность методов исследования. Термин «методология» происходит от греческих слов методос и логос. Буквально он означает путь познания. Методология истории в своем содержании есть, прежде всего, система определенных мировоззренческих теоретических положений, используемых ученым в качестве познавательных принципов.
По мере развития общества появлялись все новые философские общественно-политические течения, которые по-разному объясняли исторические события: сентиментализм, гегельянство, марксизм, позитивизм, неокантианство. В зависимости от того, какой из них придерживается историк, он может по-разному объяснять одни и те же события. Поэтому работы, написанные историками- либералами и историками-марксистами, будут отличаться друг от друга, даже если будут освещать одни и те же события.
Таким образом, можно отметить, что на развитие исторической науки влияют следующие факторы:
• уровень социально-экономического и политического развития общества. Большое значение имеет то, в какое время был написан тот или иной исторический труд, так как исторические знания - это реставрация прошлого в условиях требований современной эпохи. Именно общество определяет ведущие концепции, тематику исследований.
• философские и политические взгляды историка, его методология.
• источниковая база: публикация источников и степень доступности архивных материалов, а также выработанные методы работы с источниками.
Все эти факторы и изучает историография. Безусловно, при оценке той или иной научной концепции важно выявить ее значение, определить, что нового внес тот или иной историк в развитие исторической науки с точки зрения теории, методологии, методов исследования, источниковой базы, выводов.
Круг задач, которые должна решить историография как научная дисциплина, достаточно широк. Можно выделить следующие задачи, стоящие перед историографией:
• выявить закономерности и особенности развития исторической науки, показать ее связь и зависимость от социально- экономического и общественно-политического уровня развития общества.
• рассмотреть правительственную политику в области исторической науки и образования;
• изучить деятельность исторических научных учреждений и системы подготовки кадров-историков;
• изучить историю развития методов и приемов исследования, борьбы мнений в разные эпохи по коренным теоретическим и методологическим положениям;
• исследовать процесс накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот новых источников;
• проследить совершенствование приемов критики и методов работы с историческими источниками;
• проследить изменение тематики исторических исследований.
Изучение историографии имеет огромное значение при подготовке историков. Знание историографии помогает при выборе темы исследования. Обосновывая выбор темы научного исследования, необходимо, прежде всего, проанализировать всю имеющуюся литературу по выбранному периоду и вопросу, отмечая наиболее неизученные проблемы, после чего можно окончательно сформулировать тему и задачи исследования. Кроме того, в ходе своей работы, историк всегда располагает известным материалом, который образуется в ходе предшествующего развития исторической науки. Он содержит не только накопленные ранее факты, но и оценки, выводы, концепции. И перед тем как сформулировать свое видение проблемы или поддержать уже существующую концепцию, необходимо знать все оценки и мнения, высказанные в научной литературе.