Координировать — это значит согласовать все операции в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и у с п е х.
Это значит — придать материальному и социальному организму каждого отдела надлежащие пропорции, чтобы они могли надежно и экономно выполнять свои функции.
Это значит — учитывать в отношении каждой операции — технической, коммерческой, финансовой и т. д.— те обязательства и следствия, которые она влечет за собой для всех других операций предприятия.
Это значит — соразмерять издержки с финансовыми ресурсами, обширность недвижимости и оборудования с нуждами производства, снабжение с потреблением, сбыт с размерами производства.
Это значит — строить свой дом не слишком малым и не слишком большим, приспособлять орудие к обрабатываемому объекту, дорогу к экипажу, предохранительные приспособления — к угрожающей опасности.
Это значит — выдвигать на первый план существенное и на второй — второстепенное.
Словом, все это значит — придавать вещам и актам надлежащие пропорции, приспособлять средства к цели.
|
|
В хорошо координированном предприятии мы можем заметить следующее:
а) Каждая служба работает в согласии с остальными: служба снабжения знает, что и в какое время она должна доставить; служба производства знает, чего ждут от нее; материальная служба поддерживает в хорошем состоянии материалы и оборудование; финансовая служба снабжает необходимыми средствами; страховая служба обеспечивает охрану благ и лиц; все операции выполняются в порядке и надежно.
б) В каждой службе отделы и подотделы точно осведомлены
относительно доли участия их в общей работе и той помощи,
которую они должны друг другу оказывать.
в) Программа хода работ в различных службах и отделах
каждой службы постоянно согласуется с обстоятельствами.
Такой результат требует интеллигентного, опытного и деятельного управления.
Надо думать, что эти три условия не всегда выполняются, потому что на некоторых предприятиях можно наблюдать следующие примеры явной некоординированности:
а) Каждая служба не знает и не хочет ничего знать о других.
Она работает так, как если бы она была сама себе целью и смыслом, не заботясь нисколько ни о соседних службах, ни о предприятии в целом.
б) Между отделами и бюро одной службы существует такая же разомкнутость, как и между различными службами. Главной заботой каждого является прикрыть свою личную ответственность какой-либо бумагой, приказом, циркуляром.
в) Никто не думает об общем интересе. Нет инициативы
и преданности делу.
Подобное, губительное для предприятия, умонастроение персонала не является результатом злой воли. Оно есть следствие недостаточного координирования или же отсутствия последнего.
Хороший персонал непременно станет портиться, если постоянно не напоминать ему о его обязанностях по отношению к предприятию и ко всем частям социального организма.
Одно из лучших средств держать персонал постоянно начеку и облегчить ему выполнение обязанностей — это совещания начальников служб.