Универсальность управления

Поскольку управление затрагивает все типы кооперативного по­ведения, то, очевидно, любой человек, вовлеченный в деятель­ность, основанную на взаимодействии с другими людьми, оказывается вовлеченным в управление. Более того, поскольку каждый че­ловек взаимодействует с другими людьми на протяжении всей жиз­ни, значит, у каждого есть какие-то элементарные представления об управлении и о некоторых его проблемах. Детский клуб, общи­на, церковь, политическая партия, школа и даже семья — все они требуют управления для достижения своих целей.

Многое в таком управлении осуществляется неосознанно, т. е. без заранее заявленных целей и формально спланированных дейст­вий, но тем не менее это все равно управление. Отец часто счита­ется главой семьи, но такой выбор не совершается осознанно, не­ким формальным голосованием. И если глава семьи не находится под каблуком у жены, то он, разумеется, выполняет те или иные «управленческие» функции, принимает важные для семьи реше­ния, ставит перед ее членами те или иные задачи.

Большинство людей, вовлекаемых повседневной жизнью в уп­равление, редко об этом задумываются в формальном плане. То есть они редко по своей инициативе начинают анализировать, ка­кими способами реально достигается организационное взаимодейст­вие групп, как сделать взаимодействие более эффективным или приносящим удовлетворение, какова необходимая продолжитель­ность взаимодействия. В наиболее простых организационных ситуа­циях обыденной жизни (например, в семье) действуют традиционные, признанные модели поведения, которые постепенно усваива­ются в детстве и редко становятся объектами осознанного анализа или планирования. Подобно мольеровскому персонажу, который не знал, что всю жизнь говорит прозой, многие люди всю жизнь уча­ствуют в управлении, не подозревая об этом.

Правительственные учреждения и организации, управление ко­торыми составляет предмет данной книги, более сложны, чем те каждодневные управленческие ситуации, с которыми все мы знако­мы. Трудности обеспечения эффективного взаимодействия при вы­полнении крупных, запутанных задач приобретают такие масшта­бы, что они сами по себе притягивают наше внимание. Традицион­ные, привычные модели поведения перестают нас удовлетворять, взаимодействие становится осознанным и требует планирования. «Правила дорожного движения», которые регулируют жизнь семьи и отношения между ее членами, носят неформальный характер, они без труда запоминаются родителями и детьми. «Правила до­рожного движения», управляющие отношениями между служащи­ми правительственной организации, могут заполнить десять томов «Административного кодекса».

Если мы хотим, чтобы крупные организации выполняли свои задачи, чтобы крайне сложные взаимосвязи, свойственные индуст­риальной эпохе, не разрушались, то нам следует понять, что же такое деятельность организации — ее анатомию и ее патологию. Те, кто работает в формальных организационных структурах, ко­торыми опосредуется значительная часть деятельности нашего об­щества, должны знать, что делает взаимодействие эффективным, а что — мешает ему. Либо на собственном опыте, либо получая фор­мальное образование, либо тем и другим способом, они должны изучать управление. Мы сосредоточим свое внимание на изучении административного (государственного) управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: