Поскольку управление затрагивает все типы кооперативного поведения, то, очевидно, любой человек, вовлеченный в деятельность, основанную на взаимодействии с другими людьми, оказывается вовлеченным в управление. Более того, поскольку каждый человек взаимодействует с другими людьми на протяжении всей жизни, значит, у каждого есть какие-то элементарные представления об управлении и о некоторых его проблемах. Детский клуб, община, церковь, политическая партия, школа и даже семья — все они требуют управления для достижения своих целей.
Многое в таком управлении осуществляется неосознанно, т. е. без заранее заявленных целей и формально спланированных действий, но тем не менее это все равно управление. Отец часто считается главой семьи, но такой выбор не совершается осознанно, неким формальным голосованием. И если глава семьи не находится под каблуком у жены, то он, разумеется, выполняет те или иные «управленческие» функции, принимает важные для семьи решения, ставит перед ее членами те или иные задачи.
|
|
Большинство людей, вовлекаемых повседневной жизнью в управление, редко об этом задумываются в формальном плане. То есть они редко по своей инициативе начинают анализировать, какими способами реально достигается организационное взаимодействие групп, как сделать взаимодействие более эффективным или приносящим удовлетворение, какова необходимая продолжительность взаимодействия. В наиболее простых организационных ситуациях обыденной жизни (например, в семье) действуют традиционные, признанные модели поведения, которые постепенно усваиваются в детстве и редко становятся объектами осознанного анализа или планирования. Подобно мольеровскому персонажу, который не знал, что всю жизнь говорит прозой, многие люди всю жизнь участвуют в управлении, не подозревая об этом.
Правительственные учреждения и организации, управление которыми составляет предмет данной книги, более сложны, чем те каждодневные управленческие ситуации, с которыми все мы знакомы. Трудности обеспечения эффективного взаимодействия при выполнении крупных, запутанных задач приобретают такие масштабы, что они сами по себе притягивают наше внимание. Традиционные, привычные модели поведения перестают нас удовлетворять, взаимодействие становится осознанным и требует планирования. «Правила дорожного движения», которые регулируют жизнь семьи и отношения между ее членами, носят неформальный характер, они без труда запоминаются родителями и детьми. «Правила дорожного движения», управляющие отношениями между служащими правительственной организации, могут заполнить десять томов «Административного кодекса».
|
|
Если мы хотим, чтобы крупные организации выполняли свои задачи, чтобы крайне сложные взаимосвязи, свойственные индустриальной эпохе, не разрушались, то нам следует понять, что же такое деятельность организации — ее анатомию и ее патологию. Те, кто работает в формальных организационных структурах, которыми опосредуется значительная часть деятельности нашего общества, должны знать, что делает взаимодействие эффективным, а что — мешает ему. Либо на собственном опыте, либо получая формальное образование, либо тем и другим способом, они должны изучать управление. Мы сосредоточим свое внимание на изучении административного (государственного) управления.