Существует несколько причин, по которым изучение административного управления следует начинать с объективного анализа поведения в организации, а не с набора правил типа «как стать преуспевающим руководителем» или «как организовать работу правительственного учреждения». Первая причина та, что просто не существует таких прикладных правил, которые были бы автоматически или механически применимы к реальным проблемам организации. Практики считают, что формальные принципы управления для них гораздо менее важны, чем способность оценить управляемую ситуацию — т.е. понять психологические процессы в действии, — и затем, как только ситуация окончательно проясняется, поступать, опираясь на здравый смысл. На современном уровне знаний теория управления приносит гораздо большую практическую пользу, если применяется для «диагностики» ситуаций, чем для выработки надлежащего образа действий.
Вторая причина заключается в том, что практика управления связана с навыками — теми навыками, которые стали скорее неотъемлемой частью личности администратора, нежели просто интеллектуальным багажом. И правила, предписывающие, как следует поступать, бесполезны, если не изучена и не проверена реальная способность человека поступать по этим правилам. Формальная подготовка больше поможет выработать навыки управления, если сосредоточить внимание на понимании факторов, обусловливающих те или иные правила, чем если делать упор на простом заучивании конкретных правил, которые в любом случае не способны охватить все многообразие ситуаций, встречающихся на практике.
|
|
Третья причина, по которой следует избегать «инструктивного» подхода, уже упоминалась. Практические рекомендации по организационной работе всегда зависят от ценностных установок того, кто дает эти рекомендации. Так, например, рекомендации человека, которого в первую очередь заботит эффективность исполнения работы, будут отличаться от рекомендаций того, чьи интересы направлены на соблюдение в работе принципа «демократической ответственности», а также от рекомендаций того, для кого важнее всего в как можно в меньшей степени затронуть право собственности или другие права человека [16].
Так, обеспечение исполнения поправки к Конституции, запрещающей продажу спиртных напитков, представляло собой главным образом проблему ценностей, а не технического выбора действенных административных методов. Те методы принуждения к исполнению, которые технически были бы весьма эффективны для достижения цели, попирали важные ценности, такие, как право не подвергаться произвольному обыску и конфискации имущества, которые широко признавались и многими считались более важными, чем воздержание от употребления спиртных напитков[17].
|
|
Давая практические рекомендации по организационной работе, человек должен считать, что его ценностные установки либо широко разделяются другими, либо «истинны» в некоем абсолютном смысле. Платон в своей работе «Государство» пытался воплотить вторую часть этой альтернативы: разработать общество, в котором благодаря обучению и мудрости «философы-правители» установили бы для населения правильную систему ценностей. В условиях западной конституционной формы правления мы исходим из обратных представлений: население должно решить – посредством политического механизма, именуемого нами демократией, – к каким ценностям нужно стремиться, и должностное лицо обязано придерживаться этих ценностей [18].
В силу этих причин в данной книге рассматривается главным образом поведение людей в организациях, а не конкретные рекомендации о том, как «лучше» организовать американскую правительственную структуру. Ее положения изложены в основном в описательной или «сослагательной» форме типа: «Если вы сделаете так-то, то получится то-то». Принципы, сформулированные таким образом, могут быть приспособлены к любой системе ценностей, какой бы ни придерживался читатель.