Совокупный эффект воздействий

Выбор, который индивидуум совершит в той или иной ситуации, складывается из (1) его навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предше­ствующим жизненным опытом, и (2) из конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения. В большин­стве случаев первое гораздо более важно для определения его пове­дения, чем второе. Когда администратор игровой площадки меняет программу работы на день, потому что испортилась погода, он реа­гирует на непосредственный фактор, но этот фактор не будет иметь никаких последствий для его решений завтра или послезавт­ра. Он никоим образом не изменяет его навыки или тип его личности.

С другой стороны, если этот администратор занимается проблемой дисциплины, выговаривая Джону за то, что он задирает млад­ших ребят, он просто-напросто воспроизводит стереотип поведения, запечатлевшийся в нем многими годами ранее, когда его самого воспитывали родители. Это прежнее воздействие было «впитано» — оно стало постоянным элементом личности администратора или его взглядов. Другой администратор, чей детский опыт сформировал его иным образом, мог бы подойти к ситуации совершенно по-другому — скажем, припугнув Джона, что позовет полицейского. Тре­тий администратор, на которого оказали воздействие занятия де­тской психологией в колледже, подошел бы к той же самой ситуа­ции, попытавшись сначала докопаться до причин агрессивного по­ведения Джона. В каждом случае решение администратором про­блемы отразило бы совокупный эффект всего объема его прежнего опыта — опыта, который оказался достаточно значимым или доста­точно часто повторялся, чтобы стать составной частью его поведен­ческих привычек.

Подавляющий вес этих долговременно «впитываемых» реакций очень важно учитывать в процессе управления. Он объясняет ту огромную инерцию, которая обнаруживается в любой организа­ции, — инерцию не в смысле лени, а в смысле нежелания и не­способности менять стереотипы поведения, которые стали при­вычными и закрепились. Каждый полицейский начальник, кото­рый пытался внушить своим подчиненным, что не следует «орать» на нарушителей правил дорожного движения, на себе испытал силу этой инерции. Демонстрация своей власти прови­нившемуся водителю разгневанным полицейским, вероятно, не является результатом тщательно обдуманного решения о том, что такой образ действий отобьет охоту снова нарушать правила. Это гораздо больше похоже на проявление сил, скрытых в глуби­не личности полицейского, — сил, о которых он сам, может быть, не догадывается.

Из этого следует, что самые важные воздействия, которые орга­низация может оказывать на своих служащих, — это долговремен­ные, совокупные воздействия, которые, постепенно «впитываясь», становятся частью взглядов и личности служащих. Например, отдел организации досуга может внедрить полную программу про­фессиональной подготовки новых администраторов игровых площа­док, включающую в себя обучение решению проблем дисциплины. Либо отдел может принять решение нанимать в качестве админист­раторов игровых площадок только тех, кто в колледже изучал де­тскую психологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: