Выбор, который индивидуум совершит в той или иной ситуации, складывается из (1) его навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом, и (2) из конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения. В большинстве случаев первое гораздо более важно для определения его поведения, чем второе. Когда администратор игровой площадки меняет программу работы на день, потому что испортилась погода, он реагирует на непосредственный фактор, но этот фактор не будет иметь никаких последствий для его решений завтра или послезавтра. Он никоим образом не изменяет его навыки или тип его личности.
С другой стороны, если этот администратор занимается проблемой дисциплины, выговаривая Джону за то, что он задирает младших ребят, он просто-напросто воспроизводит стереотип поведения, запечатлевшийся в нем многими годами ранее, когда его самого воспитывали родители. Это прежнее воздействие было «впитано» — оно стало постоянным элементом личности администратора или его взглядов. Другой администратор, чей детский опыт сформировал его иным образом, мог бы подойти к ситуации совершенно по-другому — скажем, припугнув Джона, что позовет полицейского. Третий администратор, на которого оказали воздействие занятия детской психологией в колледже, подошел бы к той же самой ситуации, попытавшись сначала докопаться до причин агрессивного поведения Джона. В каждом случае решение администратором проблемы отразило бы совокупный эффект всего объема его прежнего опыта — опыта, который оказался достаточно значимым или достаточно часто повторялся, чтобы стать составной частью его поведенческих привычек.
|
|
Подавляющий вес этих долговременно «впитываемых» реакций очень важно учитывать в процессе управления. Он объясняет ту огромную инерцию, которая обнаруживается в любой организации, — инерцию не в смысле лени, а в смысле нежелания и неспособности менять стереотипы поведения, которые стали привычными и закрепились. Каждый полицейский начальник, который пытался внушить своим подчиненным, что не следует «орать» на нарушителей правил дорожного движения, на себе испытал силу этой инерции. Демонстрация своей власти провинившемуся водителю разгневанным полицейским, вероятно, не является результатом тщательно обдуманного решения о том, что такой образ действий отобьет охоту снова нарушать правила. Это гораздо больше похоже на проявление сил, скрытых в глубине личности полицейского, — сил, о которых он сам, может быть, не догадывается.
Из этого следует, что самые важные воздействия, которые организация может оказывать на своих служащих, — это долговременные, совокупные воздействия, которые, постепенно «впитываясь», становятся частью взглядов и личности служащих. Например, отдел организации досуга может внедрить полную программу профессиональной подготовки новых администраторов игровых площадок, включающую в себя обучение решению проблем дисциплины. Либо отдел может принять решение нанимать в качестве администраторов игровых площадок только тех, кто в колледже изучал детскую психологию.