Отложив на время рассмотрение конкретных способов, которыми организация воздействует на поведение своих служащих, мы считаем целесообразным прежде сделать обзор видов воздействий — как вне, так и внутри организации, — определяющих поведение служащих. Будет удобно сгруппировать эти воздействия в четыре категории.
(1) Формирующее воспитание, которое индивидуум получил до того, как стал членом организации. Сюда следовало бы включить полученное им ранее образование и опыт работы, равно как и весь опыт, который способствовал формированию его личности и характера.
(2) Воздействия на служащего в период, когда он является членом организации, но идущие из источников вне организации. Организация занимает его время и внимание лишь определенное количество часов еженедельно. Служащий может быть членом профсоюза или профессиональной ассоциации. Он может быть счастлив или несчастлив в браке. Он постоянно испытывает на себе то или иное количество таких внешних воздействий.
|
|
(3) Воздействия на служащего через формальные каналы организации. Разграничение между «формальными» и «неформальными» аспектами организации будет более подробно рассмотрено ниже. Здесь же мы можем привести в качестве примеров формальных воздействий наделение служащего конкретными обязанностями или поручениями, прямые приказы, программы обучения, статистические отчеты и т.п.
(4) Воздействия на служащего через неформальную социальную структуру, которая развивается в организации. Между членами конкретной организации возникают дружеские отношения. Некоторые служащие регулярно вместе ходят обедать. Возникают устойчивые привязанности, проявляются соперничество и ревность. Все эти и подобные им феномены могут оказывать мощное воздействие на решения и поведение человека.