Нет никакой необходимости в длительных дискуссиях о том, что полученные служащим ранее образование, профессиональная подготовка и опыт работы дают ему знания и навыки, необходимые ему при соприкосновении с новыми ситуациями. Однако один весьма распространенный и редко упоминаемый побочный продукт образования, о котором часто забывают, обязательно заслуживает упоминания — а именно профессиональное отношение, которое оно зачастую порождает. Адвокаты, врачи, бухгалтеры, лесничие образуют замкнутые профессиональные группы отчасти под воздействием высокой степени лояльности своей профессии, а отчасти в силу своих специальных навыков.
Сила профессионализма как фактора, воздействующего на поведение, обусловлена тем, что профессиональное отношение, которое служащий вносит в работу, — отношение, порожденное предшествующим обучением, — непрерывно усиливается его связями с другими членами той же профессиональной группы. Таким образом, профессионализм есть результат комбинированного воздействия предшествующего обучения и связей с внешней — профессиональной — группой. В организации, состоящей полностью или в основном из представителей одной профессии — как, например, профессиональный штат службы здравоохранения Соединенных Штатов или служащие городского управления полиции, — лояльность профессии усиливает лояльность организации и превращает последнюю в весьма замкнутую группу. Однако многие задачи, стоящие перед организацией, требуют кооперации нескольких профессий1, и здесь лояльность профессии может вступить в конфликт с лояльностью организации. Ревизор в правительственном учреждении, ревностно относящийся к своей профессиональной ответственности, может отказаться утвердить статью расходов, необходимую для обеспечения целей организации, поскольку считает эти расходы незаконными.