Методические рекомендации. Психологическому анализу урока должно предшество­вать ознакомление со специальной литературой по вопросам психологии мышления и проблеме управления данным

Психологическому анализу урока должно предшество­вать ознакомление со специальной литературой по вопросам психологии мышления и проблеме управления данным пси­хическим процессом в контексте обучения.

В ходе выполнения задания целесообразно посетить цикл уроков. Отчет составляется по итогам анализа наи­более интересного и информативного из всех посещенных занятий.

Вышеуказанные позиции наблюдения следует соотносить с типом и структурой анализируемого урока (комбинирован­ного объяснительно-иллюстративного, проблемного, урока-конференции, урока-диспута и др.).

При ведении записи урока можно использовать следующую форму:

Действия учителя Действия учащихся Пометки с использованием перечня вопросов и др.
Смотрит фамилии по Учащиеся листают  
журналу: — Хочу по- учебники и тетради.  
слушать Дмитрия! Спрошенный ученик  
Что представлял со- встает  
бой Ливонский орден?    
(Выдерживает паузу.) Ученик медленно, К пункту 1:в данной
— Слушаю тебя! сбивчиво отвечает ситуации педагог
    учитывает замедленный
— Так... хорошо.   темп мыслительной
  Ученик садится деятельности ученика
     

В заключение психологического анализа урока формулируются основные выводы.

ЛИТЕРАТУРА

Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащего­ся и индивидуальный подход. — М., 1992.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, вообра­жение. — М., 1996.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990.

Психология мышления / Перевод с нем. и англ. под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1965.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятель­ности учащихся. — М., 1983.


ВАРИАНТ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:

АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Педагогическое общение — важнейшее средство создания в классе атмосферы равенства, справедливости, чуткости; ма­стерство педагога прежде всего проявляется в сфере обще­ния с учащимися.

Существует закон переноса отношения школьников к учителю на их отношение к учебному предмету. И характер общения педагога с учени­ками — сильнейший фактор этого переноса. Авторитет учителя в глазах школьника во многом определя­ется коммуникативными качествами личности педагога.

Вместе с тем фактическое обретение учителями и студен­тами высокой компетентности в общении оказывается боль­шой проблемой.

Цели

Развитие понятия о педагогическом общении.

Освоение общего способа изучения коммуникативно­го содержания уроков коллег с помощью отдельных пози­ций анализа.

Воспитание исследовательской культуры, создание усло­вий для постепенного обращения способа анализа деятельно­сти коллег в способ профессионального самоанализа, в метод педагогической рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: