Введение. «безопасность жизнедеятельности» является общепрофессиональной дисциплиной, предназначенной для подготовки студента к решению задач по обеспечению

«Безопасность жизнедеятельности» является общепрофессиональной дисциплиной, предназначенной для подготовки студента к решению задач по обеспечению техносферной безопасности на производстве. Она формирует знания, умения и навыки необходимые для оценки опасных и вредных производственных факторов, организации на производстве мероприятий по охране труда и окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия персонала и населения. Объектом изучения дисциплины является производственная деятельность. Предметом изучения дисциплины являются техносферная безопасность.

Научными основами дисциплины являются: теория труда, физиология, психология и гигиена труда, физика, химия и экология.

Целями обучения являются: ознакомление с теоретическими и медико-биологическими основами безопасности жизнедеятельности; изучение опасных и вредных факторов влияющих на жизнедеятельность; формирование умений по обеспечению гигиены труда и техники безопасности в производственных условиях; получение первичных навыков по организации безопасности труда на производстве; воспитание чувства высокой личной ответственности за организацию и руководство охраной труда на порученном участке работы.

Толковые словари русского языка рассматривают жизнедеятельность как способность человека к жизненным отправлениям, при этом под отправлениями понимается деятельность организма.

В Учебнике «Безопасность жизнедеятельности» под редакцией профессора Белова С.В. [4] жизнедеятельность определяется как «повседневная деятельность и отдых, способ существования человека».

А есть ли другие способы существования человека? Вероятно, нет. Вероятно, жизнедеятельность единственный способ существования человека. Существует этим способом человек в трех сферах: бытовой, производственной и природной. Кроме сфер жизнедеятельности есть еще и режимы. Основных режимов два – повседневный режим и режим чрезвычайной ситуации.

Во всех этих сферах и режимах на человека действуют позитивные силы и негативные силы. Часто эти силы называют факторами. Способность человека противостоять негативным факторам получило название «безопасность».

Из приведенных посылок можно сделать вывод о том, что дисциплина с названием «Безопасность жизнедеятельности» должна изучать методы, способы, средства и организацию снижения уровня негативных факторов с которыми сталкивается человек при своем существовании в трех сферах и двух режимах.

Предлагаемое пособие разрабатывалось не с целью «объять необъя-тное», а с целью сосредоточить внимание только на четырех аспектах:

взаимодействие человека и среда обитания;

гигиена жизнедеятельности и техника безопасности

понятия и организация охраны труда, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

основы охраны труда в строительстве.

Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций рассмотрены нами в кратком курсе «Защита населения и территорий в мирное и военное время», а также в учебном пособии «Радиационная, химическая и биологическая защита населения и спасателей».

Безопасность жизнедеятельности при наличии опасных производств и отражение этих вопросов в проектной документации подробно разобраны в двух наших книгах: «Опасные технологии и производства» [13]; «Декларирование опасных производств» [12].

Вопросам экологической безопасности посвящено пособие «Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и сертификация» [11].

Библиография на все приведенные источники дана в списке литературы в конце книги.

Но это будет потом, а сейчас Вы открыли книгу, в которой пять разделов.

В первом разделе рассмотрены основы взаимодействия человека и окружающей среды.

Во втором разделе оценено влияние на деятельность человека микроклимата, освещенности, вибрации, шума, электромагнитных излучений, химических и радиоактивных веществ.

В третьем разделе даны основы обеспечения комфортных условий, защиты от вибраций и шума и электромагнитных полей.

В четвертом разделе даны основы электробезопасности и молниезащиты, пожарной и взрывной безопасности, проанализированы средства коллективной и индивидуальной защиты используемые строителями.

Пятый раздел посвящен системам охраны труда, охраны окружающей среды, системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом разделе кратко рассмотрены вопросы, связанные с охраной труда в строительстве.

Учебное пособие написано на основе опыта чтения лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов Инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке учебного пособия к изданию ассистенту кафедры «Безопасность жизнедеятельности» СПбГПУ Румянцевой Нине Вячеславовне.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: