Прибыль - превышение доходов над издержками (в широком значении). В узком - это доход от реального капитала.
1. Существуют различные виды классификации издержек. Согласно одному из них издержки делятся на явные и альтернативные (вмененные). Явными называют издержки, связанные с использованием не принадлежащих фирме факторов производства, за которые она должна заплатить сторонним организациям или частным липам. Альтернативные издержки, как правило, возникают, когда используются ресурсы, принадлежащие самой фирме. При этом возможная выгода от использования данных ресурсов иным способом на стороне рассматривается в качестве альтернативных затрат фирмы. Учет этих затрат при принятии решений о целесообразности производства продукции приводит к понятию экономической прибыли как разницы между выручкой фирмы и всеми (явными и альтернативными) ее издержками.
2. На практике мы часто сталкиваемся с делением издержек на прямые и накладные (косвенные), основным критерием которого является возможность их, отнесения к единице изделия. Классификация издержек на постоянные и переменные основана на их зависимости (или независимости) от объема выпуска.
|
|
Постоянные издержки не зависят от объема производства и не могут быть изменены в течение короткого времени. Переменные издержки изменяются в зависимости от количества выпускаемой продукции. В связи с этим анализ издержек фирмы может проводиться в краткосрочном (когда изменяются только переменные издержки) и долгосрочном (когда все издержки могут изменяться) времен интервалах.
3. Изменение издержек в краткосрочном интервале подчинено действию закона убывающей отдачи. Его суть состоит в том. что при расширении использования в производстве какого-либо одного переменного ресурса (при условии, что все остальные ресурсы являются постоянными) отдача от него сначала растет, а за этот рост замедляется. В результате предельный продукт (дополнительная продукция,- произведенная за счет увеличения количества ресурса на единицу) на определенном - этапе начнет сокращаться, а предельные издержки (прирост издержек на каждую дополнительную единицу продукции) — возрастать.
4. Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются. Это происходит за счет преимуществ специализации труда работников, возможности использования более производительного оборудования и т.д.
|
|
Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия эффект масштаба становится отрицательным, средние издержки увеличиваются. Экономия от штабов производства в разных отраслях достигается при различных размерах предприятии. В некоторых случаях максимальная экономия может быть достигнута при существовании нескольких или даже одного очень крупного предприятия. Деятельность фирм в отраслях так называемой естественной монополии регулируется государством.
ТЕМА №4 «Рынок»
1.Вопрос - Понятие и система рынков.
2.Вопрос - Спрос и закон спроса. Регулирование спроса и предложения.
3. Вопрос - Предложение и закон предложения.
4. Вопрос - Механизм рыночного ценообразования. Рыночное равновесие.
5.Вопрос - Цены и их регулирование. Сущность и функции цены. Принципы ценообразования. Система цен и их структура.
1. Вопрос
Понятие и система рынков.
Рынок - система отношений между людьми, основанных на купле-продаже.
№ П.п. | По географическому положению | По формам организации рынка | По объектам купли-продажи | По действительному законодательству |
1. А) Б) 2. | Внутренний рынок (в масштабе одной страны) Местный Национальный Внешний рынок: А) международный региональный (Западная Европа) Б) общемировый рынок | 1. Магазин (предприятие розничной торговли) 2. Ярмарка (периодически повторяющаяся мелкооптовая распродажа-реализация товара) 3. Биржа (реализация товаров большими партиями по образцам): А) товарная Б) сырьевая (нефть, газ) В)фондовая Г) валютная Д) биржа труда 4. Базар – это реализация товаров (продовольственных не большими партиями) 5. Аукцион – это публичный торг по максимальной цене. 6. Вещевой рынок (переход в магазин) | Потребительский рынок 2. Рынок услуг; 3. Рынок информации; 4. Рынок средств производства 5. Рынок капиталов; 6. Рынок жилья; 7. Рынок валюты; 8. Финансовый рынок 9. Рынок инновации 10. Рынок духовного и интеллектуального продукта 11. Рынок земли и природных ресурсов | 1.Легальный рынок (законный) 2.Нелегальный рынок (теневой) |
Структура рынка
Функции рынка:
- Ценообразующая функция. На основе спроса и предложена конкуренции возникает цена на рынке;
- Посредническая функция. Рынок соединяет продавцов и покупателей (сообщение друг с другом)
- Информирующая функция. Рынок по сложившимся ценам сообщает бизнесменам о состоянии экономики;
- Регулирующая функция. Рынок способствует переливу капитала
Из менее выгодных отраслей в более выгодные;
- Стимулирующая функция. Рынок вознаграждает через цены тех, кто производит нужную и с наименьшими затратами продукции;
- Оздоравливающая функция. Рынок очищает экономику от банкротов.