План: 2.1. Политико-правовая среда международных корпораций.
2.2. Экономическая среда международных корпораций.
2.3. Социально-культурная среда международных корпораций.
2.4. Технологическая среда международного менеджмента.
Главной особенностью понятия «среда» связано с объективностью указанных отношений и интересов, которые состоят в странах независимо от международной корпорации. К международной среде корпорация должна приспособиться, тратя на это соответствующие ресурсы. Учет требований местного законодательства к организации бизнеса, уплата налогов в принимающей страны, ограничения продолжительности рабочего дня и т.п. требуют определенных затрат.
Важно подчеркнуть, что особенность международной среды связана со сложностью его географического и отраслевого аспектов.
Географическая сложность среды деятельности международных корпораций заключается в том, что оно включает три элемента:
1) среду материнской страны (страны происхождения компании);
2) среды принимающих стран (стран-хозяев);
3) нейтральную среду (нейтральные водные и воздушные пространства, территории международных организаций, нейтральный материк Антарктида и др.).
Отраслевой аспект международной среды может быть представлено известной формуле PEST (politic, economic, social, technological), которая определяет существенные особенности в международном контексте.
Среда, в которой функционирует фирма, осуществляющая международные операции, чувствует большое влияние со стороны фирмы и сама оказывает на нее огромное влияние.
В связи с этим комплексный анализ и оценка среды развития международного бизнеса фирмы является важнейшим моментом подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджмента.
Схема среды международного менеджмента приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема среды международного менеджмента