Вопрос. Понятие о конкуренции и её роль в экономическом развитии

Конкуренция - это соперничество между производителями за выгодное условие производства и сбыта продукции.

I. Чистая (совершенная конкуренция - характерные черты:

1. Большое число независимо действующих продавцов (ры­нок с/х товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют).

2. Однородная продукция (зерно, уголь, нефть) т.е. неценова конкуренция:

методы - качество и надёжность;

- дополнительные гарантии;

- реклама;

3. Незначительный контроль над ценой - т.е. ценовая конку­ренция: - методы снижения цены;

- скидки и премии;

- дешевые распродажи.

4. Свободное вступление и выход из отрасли - ничто не мо­жет помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Усиление рыночной влети:

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Чистая монополия.

Чистая монополия - 3D такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственном производителем продуктов, у кото­рого нет близких заменителей (например единственные монопо­лии: газ, электроэнергия и т.д.).

II. Чистая монополия характеризуется отсутствием конкуренции (т.к. высокие барьеры для вступления в отрасль, правительство представляет исключительные привилегии одной фирме т.е. это регулируемая или государственная монополия, она для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителю низкие цены.

III. Монополистическая конкуренция (черты):

1. Большое число фирм продающих дифференцированный продукт.

2. Контроль над рыночной ценой за свою продукцию.

3. Свободный доступ новых фирм в отрасли с монополи­стической конкуренцией.

4. Фирмы могут получить прибыль или нести убытки в результате ценовой конкуренции.

IV. Олигополия (черты):

1. Немногочисленность фирм на рынке товаров, услуг.

2. Дифференцированные продукты (сталь, цинк, свинец, ав­томобили сигареты и т.д.).

3. Эффект масштаба и экономия издержек. Т.е. эффектив­ное производство возможно при небольшом числе произ­водителей.

4. Эффект слияния (две разные фирмы в одну, это дает эф­фект масштаба и низкие издержки производства)

5. Всеобщая взаимозависимость (никакая Фирма не изменяет свою ценовую политику, не рассчитав ответные дейст­вия конкурентов)

В условиях, когда спрос фирмы на ресурс составляет малую долю рыночного спроса на него, предельные из­держки ресурса для данной фирмы равны его цене.

Фирма стремится выбрать такое сочетание используе­мых ресурсов, которое обеспечивает минимальные издерж­ки. Это возможно, если предельная доходность каждого ре­сурса пропорциональна его цене.

Вывод

1. Под монопольной конкуренцией подразумевается рынок, состоящий из большого числа фирм которые произ­водят дифференцированные продукты, не вступая между собой в тайные союзы.

2. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продук­ции, не имеющей аналогов. Монополист полностью ее контролирует ее цену и объем выпуска.

3. Причинами монополии являются: а) эффект мас­штаба; б) законодательные препятствия для вступления но­вых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное по­ведение и др.

4. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста — наклоняетсяи совпадает с кривой рыночного спроса. Издерж­ки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высо­кую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объемпроизводства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой це­не и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях со­вершенной конкуренции.

5. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем вы­ше эластичность, тем меньше монопольная власть, и на­оборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия..

6. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препят­ствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются ес­тественные монополии. В отраслях естественной монопо­лии многие предприятия являются государственной собст­венностью.

7. В реальной жизни чистая монополия, также как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризую условиями монополистической, конкуренции, постепенно переходящей в мигополию.

8. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференциро­ванную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объем выпуска максимизирующие прибыль пли минимизи­рующие убытки. Легкое вхождение фирм в отрасль при­водит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю.

9.Олигополистические отрасли характеризуются на­личием нескольких круп-фирм, каждая из которых кон­тролирует значительную долю рынка. Особенностью оли­гополии является взаимная зависимость решений отдель­ных фирм в и объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затрудне­но, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существую разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спро са. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.

10. Со стороны отдельной фирмы спрос на ресурсы определяется их предельной доходностью. Предельная доходность любого переменного ресурса медленно понижает ся в соответствии с законом убывающей отдачи. Фирма будет расширять использование ресурса до тех пор, пока его предельная доходность будет выше предельных из жек на него, т.е. до момента, когда эти два показателя сравн яются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: