Конкуренция - это соперничество между производителями за выгодное условие производства и сбыта продукции.
I. Чистая (совершенная конкуренция - характерные черты:
1. Большое число независимо действующих продавцов (рынок с/х товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют).
2. Однородная продукция (зерно, уголь, нефть) т.е. неценова конкуренция:
методы - качество и надёжность;
- дополнительные гарантии;
- реклама;
3. Незначительный контроль над ценой - т.е. ценовая конкуренция: - методы снижения цены;
- скидки и премии;
- дешевые распродажи.
4. Свободное вступление и выход из отрасли - ничто не может помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Усиление рыночной влети:
1. Совершенная конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополия.
4. Чистая монополия.
Чистая монополия - 3D такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственном производителем продуктов, у которого нет близких заменителей (например единственные монополии: газ, электроэнергия и т.д.).
|
|
II. Чистая монополия характеризуется отсутствием конкуренции (т.к. высокие барьеры для вступления в отрасль, правительство представляет исключительные привилегии одной фирме т.е. это регулируемая или государственная монополия, она для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителю низкие цены.
III. Монополистическая конкуренция (черты):
1. Большое число фирм продающих дифференцированный продукт.
2. Контроль над рыночной ценой за свою продукцию.
3. Свободный доступ новых фирм в отрасли с монополистической конкуренцией.
4. Фирмы могут получить прибыль или нести убытки в результате ценовой конкуренции.
IV. Олигополия (черты):
1. Немногочисленность фирм на рынке товаров, услуг.
2. Дифференцированные продукты (сталь, цинк, свинец, автомобили сигареты и т.д.).
3. Эффект масштаба и экономия издержек. Т.е. эффективное производство возможно при небольшом числе производителей.
4. Эффект слияния (две разные фирмы в одну, это дает эффект масштаба и низкие издержки производства)
5. Всеобщая взаимозависимость (никакая Фирма не изменяет свою ценовую политику, не рассчитав ответные действия конкурентов)
В условиях, когда спрос фирмы на ресурс составляет малую долю рыночного спроса на него, предельные издержки ресурса для данной фирмы равны его цене.
Фирма стремится выбрать такое сочетание используемых ресурсов, которое обеспечивает минимальные издержки. Это возможно, если предельная доходность каждого ресурса пропорциональна его цене.
Вывод
1. Под монопольной конкуренцией подразумевается рынок, состоящий из большого числа фирм которые производят дифференцированные продукты, не вступая между собой в тайные союзы.
|
|
2. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью ее контролирует ее цену и объем выпуска.
3. Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и др.
4. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста — наклоняетсяи совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объемпроизводства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
5. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия..
6. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии. В отраслях естественной монополии многие предприятия являются государственной собственностью.
7. В реальной жизни чистая монополия, также как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризую условиями монополистической, конкуренции, постепенно переходящей в мигополию.
8. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объем выпуска максимизирующие прибыль пли минимизирующие убытки. Легкое вхождение фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю.
9.Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких круп-фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в и объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существую разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спро са. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.
10. Со стороны отдельной фирмы спрос на ресурсы определяется их предельной доходностью. Предельная доходность любого переменного ресурса медленно понижает ся в соответствии с законом убывающей отдачи. Фирма будет расширять использование ресурса до тех пор, пока его предельная доходность будет выше предельных из жек на него, т.е. до момента, когда эти два показателя сравн яются.