Антимонопольная политика (англ. antimonopoling poliy) — совокупность законодательных, экономических и административных актов, выделенных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики. А. п. должна обеспечить предпосылки для предотвращения зарождения и развития монополий. В зарубежных странах проведение А. п.: имеет богатую практику. Так в США впервые в мировой истории было принято антитрестовское законодательство, которое позднее было использовано практически во всех индустриально развитых странах. Помимо законодательных мер широко используются меры административного характера. В частности, после второй мировой войны в Германии и Японии приметаются детрестироване и декартелирование.
Наиболее действенными являются экономические меры, их суть заключается в политике ограничения роста ценна продукцию монополий.
Названные три вида мер А. п. вполне применимы и в нашей экономике, тем более, как известно, уровень монополизации у нас является самым высоким в мире.
|
|
В последнее время в Российской Федерации принят ряд мер законодательного порядка, направленных на сокращение монополизации экономики. Ликвидированы монопольные управленческие структуры: отраслевые министерства, главки и д.р.
Главное содержание А. п. - это развитая конкуренция не только между отечественными предпринимателями, но и иностранными фирмами. Либерализация таможенной политики позволит создать условия для развиты конкурентной борьбы и ограничения монополизма.
Если конкуренция перестает доминировать (преобладать на рынке, то и она не устранима в обществе, где сохраняется частая (единоличная) и общая долевая собственность. Борьба за экономическую выгоду ведется во-первых внутри монополии (при распределении условии производства и дохода), во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыночном пространстве) и, в-третьих, между монополиями и аутсайдерами
Однако монополистическое, соперничество по своим методам существенно отличается от способов, какими везлась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять приумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические, насильственные методы:
лишают соперников возможности получить сырье, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию;
применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.);
некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовнонаказуемые) средства поражения соперников — вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.
|
|
Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко все большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных по своим масштабам — абсолютных — монополий, которые могут стать угрозой существованию самой государственной власти.
И правовом и демократическом государстве общественно опасные действия монополистических объединений порождают противодействие. В странах Запада имеются силы, которые вступают в противоборство с монополиями. Это, во-первых, широкие массы мелких товаропроизводителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению. Во-вторых, решающая роль в преодолении этого острейшего конфликта и экономике принадлежит государству и праву, давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирования монополистической деятельности.
Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. Тогда здесь началось массовое выступление потребителей, мелких и средних предпринимателей против гнета монополий. В правовом государстве данный конфликт был разрешен в результате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 г. американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.
Каков более чем 100-летпий опыт антимонопольного регулирования в США?
А.П. -Это регулирование проводится по четырем направлениям.
Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признается трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами пли иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.
Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определенной отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права — презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения па рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определенной продукции, имеют возможность сбывать спои изделии за пределами национального рынка — во внешней торговле.
Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.
Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до.двух тысяч слиянии фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.
Третье направление: запрещается, установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен. За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия. созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комисс издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.
Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее: цивилизованных формах.
Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование- товарных и фирменных знаков, обман потребителей.
|
|
Американское антимонопольное законодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демшнг) для подрыва позиции конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.
К началу 90-х годов XX в. антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран. Вместе с тем антимонопольное законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний. Во-вторых запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли. В-третьих, оно пресекает недобросовестную конкуренцию.
90-х годах в России сделаны первые шаги, но разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям внесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых "цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).
К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров-работ пли услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов) совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значив тельный ущерб (статья 182).
В 1991 г. впервые был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получили более конкретную форму в других нормативных актах.
|
|
Итак, антимонопольное законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государство выступило гарантом сохранения конкуренции в ее цивилизованных формах. Естественно, все это сказалось на развитии новых видов конкуренции, в которых участвуют монополии.
Выводы:
1. Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством на нем, характером выпускаемой ими продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различие основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам конкуренции.
2. Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производя-
Выход из нее фирм абсолютно свободный доступ информации; дож каждой фирмы на рынке настолько, мала, что ее решение повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене, поэтому она является для фирмы заданной извне.
3. Фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции, и предельные издержки. До тех пор, пока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение выпуска будет увеличивать издержки в большей степени, доход, и производство станет нецелесообразным.
4. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях. Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже, минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.
5. Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые, увеличив предложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены.
В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится, и цена повысится. Долгосрочна равновесие в условиях совершенной конкуренции, устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае у фирм нет стимулов для расширения или сужения производства, а также входа в отрасль и выхода из нее.
6. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночно спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек.
Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих в ней фирм. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства.
ТЕМА №6