Вопрос. Антимонопольная политика и её законодательные основы

Антимонопольная политика (англ. antimonopoling poliy) — совокупность законодательных, экономических и административных актов, выделенных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики. А. п. должна обеспечить предпосылки для пре­дотвращения зарождения и развития монополий. В зарубежных странах проведение А. п.: имеет богатую практику. Так в США впервые в мировой истории было принято анти­трестовское законодательство, которое позднее было использовано практически во всех индустриально развитых странах. Помимо законодательных мер широко используются меры административного характера. В частности, после второй мировой войны в Германии и Японии примета­ются детрестироване и декартелирование.

Наиболее действенными являются экономические ме­ры, их суть заключается в политике ограничения роста ценна продукцию монополий.

Названные три вида мер А. п. вполне применимы и в нашей экономике, тем более, как известно, уровень монополизации у нас является самым высоким в мире.

В последнее время в Российской Федерации принят ряд мер законодательного порядка, направленных на сокращение монополизации экономики. Ликвидированы монопольные управленческие структуры: отраслевые министерства, главки и д.р.

Главное содержание А. п. - это развитая конкуренция не только между отечественными предпринимателями, но и иностранными фирмами. Либерализация таможенной политики позволит создать условия для развиты конкурентной борьбы и ограничения монополизма.

Если конкуренция перестает доминировать (преобладать на рынке, то и она не устранима в обществе, где сохра­няется частая (единоличная) и общая долевая собствен­ность. Борьба за экономическую выгоду ведется во-первых внутри монополии (при распределении условии производ­ства и дохода), во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыночном пространстве) и, в-третьих, между монополиями и аутсайдерами

Однако монополистическое, соперничество по своим методам существенно отличается от способов, какими ве­злась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют ника­кими средствами, чтобы отстоять приумножить свои дохо­ды. Часто они применяют неэкономические, насильствен­ные методы:

лишают соперников возможности получить сырье, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию;

применяют «промышленный шпионаж» (тайно выве­дывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предпри­ятий-конкурентов и т.п.);

некоторые монополисты используют даже крими­нальные (уголовнонаказуемые) средства поражения сопер­ников — вплоть до поджогов помещений, террористиче­ских актов и заказных убийств.

Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко все большей централизации произ­водства и рынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных по своим масштабам — абсолютных — мо­нополий, которые могут стать угрозой существованию са­мой государственной власти.

И правовом и демократическом государстве общест­венно опасные действия монополистических объединений порождают противодействие. В странах Запада имеются си­лы, которые вступают в противоборство с монополиями. Это, во-первых, широкие массы мелких товаро­производителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению. Во-вторых, решающая роль в преодолении этого острейшего конфликта и экономике принадлежит государству и праву, давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирования мо­нополистической деятельности.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. Тогда здесь началось массовое вы­ступление потребителей, мелких и средних предпринимате­лей против гнета монополий. В правовом государстве дан­ный конфликт был разрешен в результате того, что государ­ство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 г. американский Конгресс принял Акт Шермана против тре­стов.

Каков более чем 100-летпий опыт антимонопольного регулирования в США?

А.П. -Это регулирование проводится по четырем направле­ниям.

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признается трест, или в другой форме сговор, направленный на ограни­чение торговли между несколькими штатами пли иностран­ными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.

Иначе говоря, монопольное положение фирмы в опре­деленной отрасли само по себе не преследуется. Предпри­ятия монополизированных отраслей не могут автоматиче­ски числиться в нарушителях закона. Это противоречит де­мократической основе права — презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы мо­нополистического поведения па рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйст­венные объединения, монополизировавшие производство определенной продукции, имеют возможность сбывать спои изделии за пределами национального рынка — во внешней торговле.

Второе направление: запрещается слияние конкури­рующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., та­кое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.

Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до.двух тысяч слиянии фирм. И лишь их малая часть контро­лируется государством.

Третье направление: запрещается, установление мо­нопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен. За выполне­нием запрета следит Федеральная торговая комиссия. соз­данная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комисс издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отно­шении цен.

Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее: цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции кон­курентов, нарушение патентов, копирование- товарных и фирменных знаков, обман потребителей.

Американское антимонопольное законодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демшнг) для под­рыва позиции конкурентов, применение фальшивой рекла­мы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.

К началу 90-х годов XX в. антимонопольное законода­тельство было принято более чем в 40 странах с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран. Вместе с тем антимонопольное законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный кон­троль слияние компаний. Во-вторых запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли. В-третьих, оно пресекает недобросовестную конкуренцию.

90-х годах в России сделаны первые шаги, но разра­ботке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям внесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совер­шены путем установления монопольно высоких или моно­польно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограниче­ния доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержа­ния единых "цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

К числу экономических преступлений относится при­нуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 179); незаконное использование чужого то­варного знака (статья 180); использование в рекламе заве­домо ложной информации относительно товаров-работ пли услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов) совершенное из корыстной заинтересованности и причи­нившее значив тельный ущерб (статья 182).

В 1991 г. впервые был принят Закон РСФСР «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получили более конкретную фор­му в других нормативных актах.

Итак, антимонопольное законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономи­ки. Одновременно государство выступило гарантом сохра­нения конкуренции в ее цивилизованных формах. Естествен­но, все это сказалось на развитии новых видов кон­куренции, в которых участвуют монополии.

Выводы:

1. Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством на нем, характером выпускаемой ими продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различие основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам конкуренции.

2. Совершенная конкуренция характеризуется суще­ствованием на рынке множества мелких фирм, производя-

Выход из нее фирм абсолютно свободный доступ информации; дож каждой фирмы на рынке на­столько, мала, что ее решение повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене, поэтому она является для фирмы заданной извне.

3. Фирма определяет объем выпуска, выравнивая пре­дельный доход, который в условиях совершенной конку­ренции равен цене единицы продукции, и предельные из­держки. До тех пор, пока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того мо­мента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение вы­пуска будет увеличивать издержки в большей степени, до­ход, и производство станет нецелесообразным.

4. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях. Особенностью совершенной конкуренции являет­ся равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых из­держек фирмы, то ее задачей является получение максиму­ма прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже, минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена ока­жется ниже минимума средних переменных издержек, фир­ма предпочтет прекратить свою деятельность.

5. Высокие прибыли и убытки отдельных фирм харак­терны для краткосрочного периода, когда недостаточно вре­мени для выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые, увеличив пред­ложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыноч­ной цены.

В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится, и цена повысится. Долгосрочна равновесие в условиях со­вершенной конкуренции, устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае у фирм нет стимулов для расширения или сужения производст­ва, а также входа в отрасль и выхода из нее.

6. В условиях совершенной конкуренции фирмы про­изводят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночно спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кри­вой ее предельных издержек, лежащим выше кривой сред­них переменных издержек.

Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих в ней фирм. Реак­ция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совер­шенной конкуренции автоматически реагирует на измене­ние потребительского спроса расширением или свертыва­нием производства.

ТЕМА №6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: