На организацию торговли, как и ремесла, феодализм нало_
жил свой отпечаток в виде замкнутых ассоциаций — гильдий,
объединявших купцов данного города, торгующих определен_
ным товаром (сукном, хлебом) с целью монополии на местном
рынке.
Товарный состав и правила торгового обращения регламенти_
ровали гильдии, оставляя купцу сравнительно небольшую свобо_
ду выбора.
В Европе крупная международная оптовая торговля обслужи_
вала в основном два вида потребностей:
1) в обмене основными продовольственными и промышлен_
ными товарами между европейскими странами;
2) в предметах роскоши и пряностях Востока.
Поэтому сложилось два основных потока европейской тор_
говли.
Первый поток — через Средиземное море. Импорт — предме_
ты роскоши, пряности, шелковые и бумажные ткани и пр. Эк_
спорт — полотно, шерсть, металлоизделия (но главным образом
золотая и серебряная наличность).
Сальдо — пассивное. Это было связано с устойчивым спросом
на восточные товары.
Пряности (особенно перец) играли роль асептических и даже
|
|
консервирующих средств в качестве приправ к блюдам и напи_
ткам; перец нередко заменял деньги при различных платежах;
шафран и другие растения применялись в качестве красителей.
Хлопчатобумажные ткани, парча, шелк, бархат, благовония, ла_
дан, цветное стекло — все это поднимало престиж знатных
людей.
Итальянские купцы транспортировали восточные товары в
Европу для оптовых продаж. Товар через ряд последующих пере_
продаж доходил до розничного европейского потребителя. Есте_
ственно, каждый раз цена «накручивалась», и конечный покупа_
тель уже переплачивал баснословно.
Второй основной торговый поток проходил по Балтийскому
и Северному морям.
К XIV в. хозяйство стран Северной Европы уже было в со_
стоянии выставлять на рынок значительное количество ценных
и транспортабельных товаров (пенька, лен, сало, масло, сукна
и т. д.).
В середине XIV в. для регламентации и охраны торговли в се_
верном районе была создана Ганза — международная купеческая
гильдия, куда вошло до 150 торговых североевропейских городов.
Ганза являлась военно_политическим союзом (снаряжение и ох_
рана торговых экспедиций, монополии и привилегии, торговые
фактории и т. п.), а не хозяйственным объединением.
На базе меняльного дела в феодальном, как когда_то в антич_
ном, хозяйстве закономерно развился кредит.
В условиях криминальной обстановки на дорогах (феодаль_
ный грабеж) и портативных бумажных денег возникла практика
безналичного перевода.
Естественно, функцию перевода взяли на себя менялы. Рас_
писка менялы (вексель) стала играть роль наличности, по кото_
|
|
рой ее агент в определенном месте выдавал тому или иному лицу
сумму, равную внесенной ранее.
Меняльные конторы стали называться банками (по_итальян_
ски «банк» — «скамейка», где обычно находились уличные меня_
лы), а их хозяева — банкирами.
Банки накапливали суммы, которые давали взаймы под очень
высокий процент.
Однако только в самой минимальной степени кредит попадал
в производственную сферу.
Евангельское запрещение христианам получать приплод с не_
живого привело к тому, что банковское и вообще ростовщическое
дело в значительной степени сосредоточилось в руках евреев. Это
обстоятельство сказалось на положении еврейского населения
Европы.
Евреи были окружены ненавистью и презрением — беженцы
из Палестины, упорно сохранявшие веру в своего бога, получили
экономическое обоснование — возможность получения кредита
очень соблазняла европейцев, а полное бесправие евреев_креди_
торов нередко истолковывалось как необязательность возврата
долга.
Наличие определенной еврейской прослойки среди банки_
ров и в наше время широко используется в антисемитской про_
паганде.