В Германии лишь во второй половине XIX в. произошло соз_
дание капиталистической машины индустрии. Основная причи_
на отставания Германии заключалась в более длительном, чем
в других государствах Западной Европы, отсутствием единого го_
сударства и господстве феодализма.
В Германии переход от феодального к буржуазному обще_
ственному строю проходил значительно медленнее, чем во Фран_
ции и Англии. Государственные реформы не ликвидировали ни
землевладения феодального дворянства (юнкеров), ни феодаль_
ную монархию.
Не имеющая мощных удобных портов, Германия фактически
была изолирована от морских торговых путей.
Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как
аграрная страна, играла роль крупного придатка промышленных
капиталистических стран — Голландии, Англии и даже Франции.
Внедрение первых паровых двигателей в немецкой промышлен_
ности началось лишь в 1830—1840 гг., но о промышленном пере_
вороте еще не могло быть и речи.
По_настоящему индустриализация Германии развернулась
только в 1860_е гг.: общая мощность паровых двигателей возросла
почти в 3 раза; по этому показателю Германия уступала Англии,
но обогнала Францию.
В отличие от французской промышленности, которая зависе_
ла от поставки английских машин, механизация немецкой инду_
стрии проходила на основе собственного машиностроения.
По тому времени стали работать крупнейшие машиностроитель_
ные предприятия.
Усиленное развитие тяжелой промышленности серьезно сти_
мулировалось подготовкой вооруженных сил Пруссии, самого
сильного немецкого государства, к борьбе за подчинение всей
Германии и к войне с Францией.
В связи с этим был создан сильнейший в Европе военно_про_
мышленный комплекс, где особую роль играли артиллерийские
заводы Круппа.
За индустриализацией последовала перестройка немецкой
внешней торговли.
Только за 1850_е гг. объем германского экспорта увеличился
более чем в 2,5 раза, а импорт — в 2 раза.
В германском экспорте вместо сельскохозяйственных продук_
тов стали преобладать готовые промышленные товары: хлопчато_
бумажные и шерстяные ткани, металлоизделия, готовая одежда,
кожевенные товары, сахар и т. д., а в импорте, наоборот, продук_
ты сельского хозяйства и сырье, металлические руды и прочее.
Уже во второй половине XIX в. из аграрного придатка индустри_
альной Англии Германия превратилась в ее конкурента.
Агрохимия и машины заменили крепостных крестьян. Герма_
ния вышла на первое место в мире по сбору сахарной свеклы
и картофеля и развитию пищевых промышленных производств —
сахара, спирта и крахмала.
Сохранив свой экономический потенциал, юнкерство сохра_
нило и свои господствующие позиции в политической системе
германской монархии (офицерский корпус, государственный ап_
парат и т. д.).
Немецкий капитализм носил открыто милитаристический,
явно агрессивный характер.