Одна из аксиом рыночной теории гласит: для предприятий
(организаций, отдельных предпринимателей, учреждений и т.п.)
налоги являются дополнительными издержками; следовательно,
с точки зрения предприятия такая система налогообложения яв_
ляется оптимальной, которая позволяет удовлетворять все его ра_
зумные потребности, то есть дает возможность технически разви_
ваться, решать социальные вопросы и т.д.
Если же система налогообложения этому требованию не удо_
влетворяет, то предприятие либо прекращает свою деятельность,
либо переводит «в тень» часть своего бизнеса. С точки зрения
правительства, такая система налогообложения является опти_
мальной, которая позволяет иметь бездефицитный бюджет.
Система налогообложения, одновременно удовлетворяющая
как интересы государственного бюджета, так и предприятий, яв_
ляется социально — ориентированной.
Механизм установления ставки и распределения прибыли вы_
глядел следующим образом. Предприятия самостоятельно рас_
считывали размер прибыли, оставляемой в своем распоряжении
на все предусмотренные законодательством цели:
1) пополнение оборотных средств;
2) капитальные вложения, техническое и организационное
развитие;
3) погашение долгосрочных ссуд в банков и уплату процента
за кредит;
4) содержание социальной инфраструктуры;
5) материальное поощрение.
Оставшаяся часть прибыли подлежала перечислению в бю_
джет в виде суммы двух слагаемых: платы за фонды и так называе_
мого «свободного остатка прибыли».
Свободный остаток прибыли был далеко не «свободным»: он
является «директивным» показателем, то есть подлежал обяза_
тельному выполнению, как и плата за фонды. Сверхплановая при_
быль отчислялась предприятию (по увеличенным нормативам),
а остатки — перечислялись в бюджет.
Сегодня в России действует свыше 50 налогов, целевых сборов
и отчислений, каждый из которых решает только одну конкрет_
ную задачу, о чем свидетельствуют их наименования: целевой
сбор на содержание правоохранительных органов; отчисление
в пенсионный фонд; налог на содержание жилищного фонда
и объектов социально — культурной сферы; налог на пользовате_
лей автомобильных дорог; налог на рекламу; налог с владельцев
транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных
средств и т.д.
Очевидно, что все многообразие жизни невозможно втиснуть
в рамки не то что 50 налогов, а 500 налогов.
Это объясняет, почему налогов становится все больше и боль_
ше. Но это не отвечает на вопрос как, имея различные налогоо_
благаемые базы и ставки, можно заранее исчислить налоги как
издержки, то есть сделать так, чтобы сумма издержек и налогов
ни при каких условиях не превышала бы заработанных предприя_
тием средств.
Пока эта проблема не решена.