Модели налогообложения

Одна из аксиом рыночной теории гласит: для предприятий

(организаций, отдельных предпринимателей, учреждений и т.п.)

налоги являются дополнительными издержками; следовательно,

с точки зрения предприятия такая система налогообложения яв_

ляется оптимальной, которая позволяет удовлетворять все его ра_

зумные потребности, то есть дает возможность технически разви_

ваться, решать социальные вопросы и т.д.

Если же система налогообложения этому требованию не удо_

влетворяет, то предприятие либо прекращает свою деятельность,

либо переводит «в тень» часть своего бизнеса. С точки зрения

правительства, такая система налогообложения является опти_

мальной, которая позволяет иметь бездефицитный бюджет.

Система налогообложения, одновременно удовлетворяющая

как интересы государственного бюджета, так и предприятий, яв_

ляется социально — ориентированной.

Механизм установления ставки и распределения прибыли вы_

глядел следующим образом. Предприятия самостоятельно рас_

считывали размер прибыли, оставляемой в своем распоряжении

на все предусмотренные законодательством цели:

1) пополнение оборотных средств;

2) капитальные вложения, техническое и организационное

развитие;

3) погашение долгосрочных ссуд в банков и уплату процента

за кредит;

4) содержание социальной инфраструктуры;

5) материальное поощрение.

Оставшаяся часть прибыли подлежала перечислению в бю_

джет в виде суммы двух слагаемых: платы за фонды и так называе_

мого «свободного остатка прибыли».

Свободный остаток прибыли был далеко не «свободным»: он

является «директивным» показателем, то есть подлежал обяза_

тельному выполнению, как и плата за фонды. Сверхплановая при_

быль отчислялась предприятию (по увеличенным нормативам),

а остатки — перечислялись в бюджет.

Сегодня в России действует свыше 50 налогов, целевых сборов

и отчислений, каждый из которых решает только одну конкрет_

ную задачу, о чем свидетельствуют их наименования: целевой

сбор на содержание правоохранительных органов; отчисление

в пенсионный фонд; налог на содержание жилищного фонда

и объектов социально — культурной сферы; налог на пользовате_

лей автомобильных дорог; налог на рекламу; налог с владельцев

транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных

средств и т.д.

Очевидно, что все многообразие жизни невозможно втиснуть

в рамки не то что 50 налогов, а 500 налогов.

Это объясняет, почему налогов становится все больше и боль_

ше. Но это не отвечает на вопрос как, имея различные налогоо_

благаемые базы и ставки, можно заранее исчислить налоги как

издержки, то есть сделать так, чтобы сумма издержек и налогов

ни при каких условиях не превышала бы заработанных предприя_

тием средств.

Пока эта проблема не решена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: