Предпринимательство России

Современный этап в российском предпринимательстве начи_

нается с перестройки российского общества, осуществляющейся

с середины 1980_х гг. и продолжающейся уже свыше 12 лет, кото_

рые имеют для российского предпринимательства поистине судь_

боносный характер.

В этот период, особенно в начале 1990_х гг., происходят кар_

динальные изменения в обществе по отношению к предпринима_

тельской деятельности и частной собственности. Запрет на част_

ную собственность происходил около 70 лет. После этого впервые

государство признает ее равные права со всеми иными формами

собственности и декларирует свободу предпринимательской дея_

тельности.

Осуществляется ряд значимых законодательных актов, являю_

щихся основой новой смешанной экономики с характерным

плюрализмом форм собственности и организационных структур.

Начинается стремительный процесс их развития.

В начале 1990_х гг. Верховным Советом СССР и Российской

Федерации были приняты десятки новейших постановлений

и законов, затрагивающих вопросы предпринимательства.

В декабре 1990 г. был принят закон «Особенности в РСФСР»,

по которому впервые частная собственность была признана рав_

ноправной наряду с муниципальной, государственной и соб_

ственностью общественных объединений.

Закон допускает «складку» имущества и создание предприни_

мательских объединений: «предприниматель может осуществлять

любые виды хозяйственной деятельности, если они не запреще_

ны законодательными актами Союза ССР».

В течение 1991 г. приняли ряд прочих важных законов, кото_

рые определяли не только общие права предпринимателей, но

и определенные способы формирования предпринимательства

в России.

Например, закон «О приватизации государственных и муни_

ципальных предприятий в РСФСР» установил организационно_

правовые основы изменения отношений собственности на сред_

ства производства для целей создания социальной ориентирован_

ной, эффективной рыночной экономики.

В 1992 г. на основе закона учреждалась государственная про_

грамма приватизации, в которой имелись задания на текущий год

и прогнозы на два последующих года.

Приняты также законы «Об иностранных инвестициях в РСФСР»,

«Об ограничении монополистической деятельности», «О предприя_

тиях и предпринимательской деятельности» и многие другие.

На основе этого была создана юридическая среда для проявле_

ния собственной инициативы и роста предпринимательской дея_

тельности.

Преобразования в правовой сфере увеличили активность

в сфере создания акционерных обществ и иных видов пред_

приятий.

В Государственный реестр стран к маю 1991 г. было внесено

700 обществ с ограниченной ответственностью и акционерных

обществ (477 ООО и 223 АО). Количество частных коммерческих

банков в конце 1991 г. было свыше 1300.

Еще недавно было много ожесточенных споров в вопросе

о биржах. Значительная доля общества категорически отвергала

их надобность, не допуская даже мысли о возможностях органи_

зации бирж.

1990 г. в этой сфере произошли революционные изменения.

Вопрос о биржах перешел границы теоретических дискуссий

и приобрел значимость на практике.

Первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) была заре_

гистрирована 19 мая 1990 г. МТБ — рынок, где осуществляется

оптовая торговля товарами по стандартам и образцам. На товар_

ных биржах производятся только массовые сделки купли_продажи

однородных товаров, таких как сахар, зерно, металл, хлопок и т. п.

Это основывается на том, что продавец может вступать на биржу

без реального товара, а покупатель — без наличных денег.

Через пару месяцев сформировалась Московская товарно_

сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 г. было объявлено об ор_

ганизации в Москве двух фондовых бирж — Московской между_

народной фондовой биржи (ММФБ) и Московской центральной

фондовой биржи (МЦФБ).

Фондовая биржа представляет собой рынок ценных бумаг (ак_

ций и облигаций), являющихся предметами купли_продажи по

курсу цен, регистрируемых на фондовой бирже. На 29 ноября

1991 г. количество бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. в газе_

тах говорилось о 800 биржах в пределах бывшего Союза. В одной

Москве к тому времени существовало 80 бирж.

Однако создаваемые биржи еще далеко не являлись биржами

в их классическом виде. Необходима была долгая работа по улуч_

шению деятельности и организации бирж.

В январе 1992 г. был осуществлен начальный шаг на пути к ры_

ночной экономике — на большинство товаров и услуг было осво_

бождение цен, в основном упразднена централизованно_фондо_

вая система осуществлявшая распределение ресурсов. Решением

этой задачи было одновременное осуществление приватизации

государственной собственности в торговле, промышленности,

сфере услуг и пр.

Освобождение цен при условии сохранения предельной моно_

полизации производства в итоге привело к быстрому росту всех

без исключения цен: к концу 1992 г. примерно в 100—150 раз по

сравнению с ростом средней зарплаты в 10—15 раз.

Так как на практике либерализация цен далеко отстранилась

от приватизации, то большинство граждан, чьи скудные сбереже_

ния оказались фактически конфискованными государством,

а также устранялись из хода приватизации. В виде компенсации

они бесплатно получили ваучеры (приватизационные чеки), ко_

торые с весны 1993 г. можно было вкладывать в акции определен_

ных предприятий. В это время в стране резко увеличилось властя_

ми неконтролируемая скупка ваучеров у населения, цены

которых были в 2 и более раз ниже официальной стоимости

в 10 тыс. рублей, состоятельными людьми, иностранцами, част_

ными банками, мафиозными группами.

В январе 1991 г. осуществлялась аграрная реформа. Реформа

предусматривала полное признание на землю частной собствен_

ности, включая право на ее продажу и куплю; изменение системы

закупок сельскохозяйственной продукции; реорганизация кол_

хозно_совхозной системы с необходимостью ликвидаций убыточ_

ных хозяйств; меры по государственной поддержке крестьянских

хозяйств (фермеров), переработки аграрной продукции, созда_

нию системы агросервиса. В перспективе на ближайшие годы бы_

ло увеличение крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т. е. что_

бы их количество достигло полумиллиона.

В реальности реформы в сельском хозяйстве были осущест_

влены. К 1996 г. в России действовало около 300 тыс. фермерских

хозяйств (по плану было 500 тыс.) одни из них образовываются

вновь, другие ликвидируются (в 1995 г. из 36 тыс. созданных хо_

зяйств закрылось 26,8 тыс.). Занимая в 1994 г. более 5% земли,

фермерские хозяйства собрали лишь 5,1% зерна, 3,5% сахарной

свеклы, 1,5% мяса, 1,5% молока, 1,5% мяса, Более того, многие

тысячи фермерских хозяйств зарастали сорняками и вообще не

обрабатывались. Не оправдался и заявленный лозунг «Фермер

накормит страну».

Россия, обладая большими потенциальными способностями

в производстве продуктов питания, в ходе реформ превратилась

в «Международную побирушку». В России за последние годы по_

требление продуктов питания на душу населения сократилось

почти на треть и скатилось до уровня голодающих стран мира. Во

время застоя наша страна по этому показателю находилась на 7_м

месте в мире, а теперь оказалась на 39_м.

В ходе правительственных актов пробуждалось создание мел_

ких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из совхозов и колхо_

зов для осуществления производства в других организационно_

правовых структурах.

Фермерское движение имело право на полноправную органи_

зацию в АПК.

Все же правительство, прежде чем приступить к осуществле_

нию аграрной реформы, надо было учитывать тот факт, что орга_

низация фермерских хозяйств — весьма дорогое дело и практиче_

ски невозможна для ослабевшего государства.

Чтобы фермерское движение было успешно в своем развитии,

необходимо было произвести большую и дорогостоящую предва_

рительную работу: для будущих фермерских хозяйств создать спе_

циализированный парк сельхозмашин, а также отделы, которые

будут обеспечивать фермеров семенами, горючим, удобрениями,

химикатами по доступным ценам. Не разрешились такие пробле_

мы, как обучение фермеров в школах и на специальных курсах

и организациях фермерских хозяйств по сбыту продукции.

Ни у государства, ни у владельцев созданных фермерских хо_

зяйств не имелось необходимых капиталов для успеха хозяйство_

вания в новых условиях экономики.

Это и явилось главной причиной провала фермеризации

АПК. Тридцатилетнее влияние оказало принудительно_админи_

стративный, недемократический характер преобразований, кото_

рые проводятся правительством без учета мнения самих агропро_

мышленных работников. Ведь «сверху» совхозам и колхозам

предписывалось, невзирая на их желания, в течение года (до 1 ян_

варя 1993 г.) обрести новую организационно правовую форму.

Виновных лиц за нарушение сроков реорганизации могли

привлечь к ответственности. Такие действия властей в отноше_

нии работников были уж очень сильно схожи с печально известной

фирмой по осуществлению сплошной коллективизации в 1930_е гг.

Отличие в том, что тогда вся коллективизация проводилась под

лозунгом ликвидации кулачества как класса, а на сегодняшний

день — фермеризации под лозунгом ликвидации совхозов и кол_

хозов, «изобретенных» большевистской властью.

Следует заметить, что если 60 лет назад в крупные коллективы

объединялись мелкие крестьянские хозяйства, то сейчас идет об_

ратное явление — совхозы и колхозы, как крупные хозяйства,

должны ликвидироваться, а на их основе планируется формиро_

вание сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.

Приватизация в России началась в 1991 г., когда был принят

закон «О приватизации государственных и муниципальных пред_

приятий в РСФСР».

Осуществленная в России приватизация, в большинстве слу_

чаев, фактически была лишь формой для образования акционер_

ных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений

собственности, когда банки, госаппарат и администрация компа_

ний фактически стали безраздельными хозяевами бывшей соб_

ственности государства.

Трудовой коллектив если и получал на руки некую часть ак_

ций, то они либо были «безголосыми», либо прикрывали беспра_

вие трудового коллектива, ибо за компанией коллективного вла_

дения акциями не скрывалось действительного экономического

содержания коллективного присвоение к распоряжению сред_

ствами производства.

Говоря о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе

о приватизации (1991 г.) образование предприятий с разными

формами собственности, в государственной программе привати_

зации в 1992 г. российским правительством предусматривалось

образование на основе государственных предприятий только от_

крытых акционерных обществах.

Основанием такого решение было, во_первых, создание зак_

рытого АО, которое ведет к созданию коллективной собственно_

сти, каковая была заведомо неэффективной, и, во_вторых, ЗАО

не оставляет никаких долей в собственность государства для «на_

родной приватизации» с помощью ваучеров. Данные приватиза_

ционные подходы представляют собой отход от широко деклари_

ровавшейся приверженности экономическим принципам

«цивилизованных стран». Реально, в ходе приватизации крупней_

ших государственных корпораций во Франции и в Англии созда_

вались именно АО открытого типа. Именно эта хозяйственная

форма была предназначена для такого рода сверхкрупных эконо_

мических структур. Для основной массы предприятий, они являют_

ся АО закрытого типа или товариществами с ограниченной ответ_

ственностью. Например, в США, среди американских корпораций

часть АО закрытого типа достигает 99,6—99,7%.

Таким образом, поспешно_принудительный характер акцио_

нирования обеспечивает только смену организационно_правовой

формы организаций, почти ничего не добавляя к стимулам трудо_

вой или предпринимательской активности.

Трудовым коллективам были установлены три варианта льгот

при акционировании государственных предприятий. Варианты

были образованы таким образом, чтобы не было концентрации

контрольного пакета акций в руках трудового коллектива.

При акционировании ни по одному из вариантов льгот не соз_

давались принципы для передачи организаций в коллективную

собственность.

Избранные формы и результаты приватизации говорят о том,

что программа приватизации обеспечивала не столько благопри_

ятные условия для частного бизнеса, сколько дешевое и быстрое

перераспределение имущества государства с сомнительными ха_

рактеристиками.

Партнерская сомнительность проявляется в том, что капитал

государственных предприятий не подлежит продажи, а искус_

ственным образом распределяется по условным и весьма зани_

женным ценам; даже в случае продажи предприятием с аукциона,

если их первичная оценка также искусственна; не обеспечивают_

ся равные стандартные условия для лиц, участвующих в ходе пе_

рераспределения негосударственного имущества; условия фор_

мирования фондового рынка таковы, которые обеспечивают

сведения акций большинства организаций к малым величинам.

Альтернативой «номенклатурной» приватизации является как

правило, деклассированность, так называемая «народная прива_

тизация». На практике она осуществлялась в крайне незначитель_

ных размерах, в результате которой каждый гражданин приобре_

тал некую часть государственной собственности с помощью вау_

чера, который, по замыслу правительства, должен был создавать

равные начальные возможности в разгосударствлении, приобре_

тении для всех членов общества государственной собственности.

В реальности же в России в результате «ваучеризации» прио_

бретение бывших производственных средств государства органи_

зовывалось большей частью теми, кто имел реальные ликвидные

средства, т. е. это те, кто мог совершать необходимые расходы

в любой момент. Такими силами могли быть или новые коммер_

ческие структуры, или теневые иностранные капиталы, или быв_

шие государственные структуры. А рядовые граждане были от_

странены от государственной собственности, которую они

создавали своим трудом в прошлом.

В России более трети предприятий было приватизировано

к 1991 г., они находились на самостоятельном балансе и имели

права юридического лица. В области малого бизнеса было прива_

тизировано более половины объектов.

Приватизация не привела к улучшению экономической си_

туации — страна все равно находилась в глубоком экономиче_

ском кризисе.

Из этого следует, что приватизация государственной соб_

ственности:

1) не послужила улучшению состояния дел ни в промышлен_

ности, ни в сельском хозяйстве (свыше 5 лет длился спад про_

изводства);

2) не создала значимых альтернатив для целей преодолению

спада действительных доходов граждан;

3) вызвала снижение и без того не высокой мотивизации тру_

да у большинства граждан (исключение составляли занятые

в узкой области коммерческой, преимущество посредниче_

ской деятельности), так как многие работники так и остались

отчуждены от собственности;

4) приватизация очень ускорила социальное неравенство на_

селения, росла угроза массовой безработицы; способствовала

люмпенизации определенной доли населения, его обнища_

нию (в РФ в 1995 г. 1/3 всего населения бала на уровне ниже

прожиточного минимума).

По мнению некоторых специалистов, с которыми трудно не

согласится, в России создания рыночной системы скорейшая

и массовая приватизация не было необходимостью, необходимо

было обеспечить свободу создания частного предприниматель_

ства и коммерциализацию государственных предприятий. Этого

было бы весьма достаточно для создания полноценных субъектов

рыночного хозяйства, которые были бы эффективнее наспех при_

ватизируемых государственных предприятий.

Все же ни коммерциализация, ни приватизация в условиях од_

номоментной либерализации цен не в состоянии обеспечить пол_

ноценную стратегию рыночного поведения.

Все это говорит о том, что для выхода из продолжительного

кризиса надо срочно отказаться от укрепления рыночных отно_

шений и проведения реформ. Нет, по сути реформы реально дол_

жны улучшать общественное благосостояние.

А пока на реформах наживаются криминальные структуры

и так называемые «новые русские».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: